РАО "ЕЭС" станет локомотивом перестройки ЖКХ

Уставный капитал нового акционерного общества "Российские коммунальные системы" (РКС), которое займется оказанием услуг ЖКХ, составит 1 млрд рублей.

<BR><BR>Уставный капитал нового акционерного общества "Российские коммунальные системы" (РКС), которое займется оказанием услуг ЖКХ, составит 1 млрд рублей.<BR><BR>Положенные для взноса 250 млн рублей РАО "ЕЭС России" собирается взыскать с должников -- своих дочерних и зависимых предприятий. Это оформленные долгосрочные кредиты, векселя и гарантийные письма.<BR>Вхождение энергохолдинга в капитал РКС совет директоров РАО "ЕЭС" одобрил в конце марта. Доля РАО в этой компании составит 25%.<BR>Главной особенностью новой компании станет то, что 50-60% РКС будут принадлежать госэнергокомпаниям, а 40-50% -- олигархам.<BR><BR><B>Подопытные регионы</B><BR>Ранее было объявлено, что за 5 лет РКС инвестирует в жилищно-коммунальный сектор около $700 млн, включая те $500 млн, которые соберет РАО. Получить их планируется от участников проекта и сторонних инвесторов -- Всемирного банка и ЕБРР. Еще 6,3 млрд рублей предполагается реинвестировать из прибыли региональных "дочек" РКС.<BR>В течение пятилетки они потратят на выплату дивидендов еще 6,3 млрд рублей, из которых 3,1 млрд достанутся РКС. Уже в этом году РКС собирается получить активы жилищно-коммунальной системы на 20,5 млрд рублей -- вначале на правах аренды или траста, а затем они будут выкуплены.<BR>Проект, предлагаемый РАО "ЕЭС", предусматривает создание компании, специализирующейся на услугах ЖКХ. По плану, компания начнет свою работу в 10 городах России. Пилотные проекты могут реализоваться в Челябинской, Пермской, Мурманской, Нижегородской, Волгоградской, Саратовской, Оренбургской, Кировской, Ростовской, Омской и Новгородской областях.<BR>По словам Анатолия Чубайса, поскольку реализация этого проекта без политической базы в регионах невозможна, он намерен тесно сотрудничать с руководителями местных администраций. В качестве возможных вариантов совместной работы он назвал и аренду, и объединение сетей, отметив, что надеется на "непротивление сторон".<BR><BR>"За" и "против"<BR>Заместитель генерального директора управляющей компании "Стакс" Борис Зверев характеризует решение совета директоров "ЕЭС России" как "очередную провокацию ведомства господина Чубайса, направленную на дальнейшее распространение его монополистических амбиций с целью добиться повышения тарифов в сфере ЖКХ". При этом если ко всему привыкшее население и переживет это как-нибудь, то для государственных коммунальных служб, и без того дышащих на ладан, этот удар будет смертельным.<BR>Более оптимистично настроен его коллега по коммунальному цеху, муниципальный домоуправ ЖЭС №9 жилагентства Центрального района Михаил Ломасов. Он считает, что "существующая система ЖКХ останется при своих интересах. Доказательством тому -- вся 80-летняя история ее существования.<BR>Меняются вывески, названия контор и должностей, и весь прежний чиновно-бюрократический контингент со всей своей ментальностью и прочно усвоенными деловыми качествами плавно перетекает под новую вывеску".<BR>Что касается определения выбора экспериментальных населенных пунктов, то причина, по мнению Михаила Ломасова, в деньгах. Вернее, в их количестве. Суммарный объем средств петербургского рынка ЖКХ примерно такой же, как у всех поименованных экспериментальных городов вместе взятых. К тому же за эти деньги придется побороться не только с муниципальными коммунальщиками, но и с частниками и ведомствами. Проще говоря, новгородское ЖКХ монополизировать легче, чем петербургское.<BR>В этой части это мнение перекликается с комментарием заместителя генерального директора ЗАО "Петроэлектросбыт" по развитию Александра Меркулова. Будучи, например, хорошо знаком с инфраструктурой того же Великого Новгорода, он считает, что "в силу достаточной однородности жилого фонда города, состоящего в основном из однотипных домов массовой застройки 70-80-х годов, его гораздо легче подвергнуть модернизации и приведению в порядок, в отличие от разнокалиберного и разнопланового Петербурга".<BR><BR>Этапы "большого пути"<BR>Первый этап модернизации -- дефектация каждого жилого дома (определение степени износа, соответствия проекту позднее внесенных изменений и т.д.). Второй -- проведение требуемого комплексного ремонта по итогам дефектации. На это требуется 3-4 месяца. Третий этап -- грамотный технический надзор и эксплуатация. Значительных затрат и вложений требуют два первых этапа, но со временем они вполне компенсируются на третьем, когда не надо будет латать дыры и ликвидировать аварийные ситуации.<BR>Сегодня очевидно, что классическим жилищным конторам такие задачи не по плечу. Для их реализации, по мнению Александра Меркулова, "нужны мозги, деньги и желание, иначе говоря, грамотное управление финансовыми потоками и организацией работ.<BR>Все это имеется в Единой энергетической системе России. Она вполне может претендовать на роль локомотива, который вытащит систему ЖКХ из краха".<BR>Что касается собственно ЗАО "Петроэлектросбыт", то оно уже сегодня готово взять на себя капитальный ремонт и эксплуатацию внутридомовых сетей и уже ведет активные переговоры по этому поводу с рядом ТСЖ и ЖСК, в которых потребители жилищно-коммунальных услуг напрямую заинтересованы в их качестве. За него они согласны платить немного больше.