00:0015 апреля 200300:00
60просмотров
00:0015 апреля 2003
С точки зрения нормального человека трудно себе представить занятие менее совместимое с традиционным директорским статусом, чем склеивание бумажных самолетиков.
<BR><BR>С точки зрения нормального человека трудно себе представить занятие менее совместимое с традиционным директорским статусом, чем склеивание бумажных самолетиков.<BR><BR>Однако Николай Ядов, генеральный директор ЗАО "ТОЙ-ОПИНИОН" и руководитель Северо-Западного отделения Всероссийского центра изучения общественного мнения, на досуге только этим и занимается. И этим фактом откровенно гордится.<BR>Правда, самолетики у него хоть и бумажные, но большие. Возможно, даже самые большие в городе.<BR><BR><B>Дефицит</B><BR>Николай Ядов никогда не мечтал стать ни летчиком, ни авиаконструктором.<BR>"Создание моделей самолетов превратилось в увлечение где-то с 12-15 лет, хотя родители рассказывали, что я и в 5-летнем возрасте пытался какую-то ерунду из бумаги склеить", -- вспоминает Николай Ядов.<BR>В школе у Николая был учитель труда, в прошлом военный техник, работавший на аэродроме во время войны. Он и привлек Николая к самолетостроению. Трудность заключалась в том, что в то время в магазинах практически не было пластиковых моделей самолетов, везде продавались только три вида. И Николай Ядов взялся за ножницы и бумагу. Источником вдохновения стал польский журнал Maly modelarz, который в Советском Союзе также был в большом дефиците.<BR>"Начал с конструирования бумажных моделей, -- рассказывает Николай Ядов. -- В журнале был картон с нанесенным на него изображением. Его надо было просто вырезать, согнуть определенным способом и склеить. Однако с помощью бумаги было практически невозможно сделать обтекаемую форму. Спустя некоторое время я отошел от журнала и начал изобретать собственную технологию. Где-то в 20 лет, после долгого и мучительного совершенствования, стало получаться хорошо".<BR><BR><B>Дело техники</B><BR>"В моей коллекции сейчас 48 самолетов, -- говорит Николай Ядов. -- В отличие от моделей большинства других моделистов, масштаб моих моделей очень большой. Я делаю самолеты в масштабе 1:32, тогда как наиболее распространены 1:72 и 1:48. Поэтому всегда были проблемы с подручным материалом". В данном масштабе коллекция Николая Ядова, наверное, самая большая в городе.<BR>В соответствии с разработанной Николаем Ядовым технологией модели создаются из бумаги и эпоксидной смолы. Из бумаги делается каркас, на который для жесткости изнутри и снаружи наносится смола. После этого вся конструкция шлифуется шкуркой и подгоняется под чертеж. Процесс этот очень небыстрый.<BR>"На сборку модели уходит 200-300 часов, так что за год можно реально создать три-четыре истребителя. Знаменитый четырехмоторный тяжелый американский бомбардировщик времен второй мировой войны B-17 я делал в течение 3 лет и считаю его самой качественной моделью. Этот самолет называли летающей крепостью, и это моя самая любимая модель. Ее показать не стыдно", -- улыбается Николай Ядов.<BR>Создавая свои самолеты, Николай старается максимально соблюдать историческую достоверность: "В этих целях после окраски модель обязательно специально старят, чтобы она была "живая": делают подтеки масла, наносят ржавчину, сдирают краску в местах, где должен ходить летчик, и тому подобное. Если внимательно рассмотреть модель, сделанную даже из пластикового набора, можно узнать руку создавших ее мастеров".<BR><BR><B>Тихие и буйные</B><BR>В природе, следуя классификации Николая Ядова, можно выделить три типа развития моделистов. К высшей категории, по его словам, относятся фанаты, для которых модель представляет собой конечную цель и главную ценность. Фанаты делают всего несколько моделей в жизни, но зато это лучшие модели в мире. Хотя Николай Ядов себя к таковым по скромности не относит, но все равно готов долго спорить, какие цветовые оттенки должна иметь эмблема Королевских ВВС при условии, что Spitfire эксплуатируется в пустыне, а до этого участвовал в Битве за Британию.<BR>Николай признается, что бумажным самолетостроением увлекся не из любви к небу, а из-за интереса к истории: "Настоящий моделист не просто подбирает материал по конкретной конструкции, а узнает, кто модель создавал и где она воевала, как складывалась вокруг историческая ситуация. Поэтому я еще в молодости читал всякие страшные с литературной точки зрения мемуары военных лет, которые обычно писались так называемыми литобработчкими со слов авторов или на основании их записок. До писателей они не дотягивали, но зато точно знали, что можно писать, а что нет. Если речь не идет о мемуарах маршалов, для которых работали большие коллективы, все эти книги были похожи друг на друга как близнецы. Видя это, все смеялись и поражались, как я вообще могу такое читать. Но меня конечно же интересовала не литературная ценность этих "творений", а реальные факты, которые можно было оттуда почерпнуть".<BR><BR><B>Хрупкость бытия</B><BR>Больших денег на свое увлечение Николаю Ядову из семейного бюджета изымать не приходится. Чертежи моделей сейчас можно взять из Internet, бумагу можно считать бесплатным сырьем. Единственное, на что у Николая Ядова уходят деньги, это эпоксидная смола и краски. В итоге бумажный самолет обходится директору-авиаконструктору всего в 100 рублей.<BR>Свое увлечение Николай не скрывает, но и не афиширует. "В офис модели не приношу, поскольку не люблю мешать личную жизнь и работу", -- объясняет Николай.<BR>Бумажный авиапарк нигде и никогда не выставлялся. "Мне предлагали организовать что-нибудь свое, но я как подумаю, что это все надо куда-то везти, так сразу желание пропадает. Главная проблема -- транспортировка. Даже когда я ремонт в квартире делал и все переносил из комнаты в комнату, и то что-то сломал", -- вздыхает Николай. А со своими приятелями-самолетостроителями он разговаривает в основном не о коллекции, а на исторические темы. Как говорит Николай Ядов, создание моделей -- дело интимное: "Я, например, даже пыль со своих самолетов сам вытираю: остальные люди просто не знают, за что там можно браться, а за что нет".