Лучше платить сорок раз по разу, чем ни разу сорок раз

На неопределенный срок отложено рассмотрение в Госдуме в первом чтении закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".

<BR><BR>На неопределенный срок отложено рассмотрение в Госдуме в первом чтении закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".<BR><BR>Таким образом, у сторонников точки зрения, что экологический платеж должен быть дифференцированным, появился временной лаг для того, чтобы подобрать весомые аргументы при рассмотрении документа в правительстве. Без его поддержки выносить подобный проект в Государственную думу бессмысленно.<BR>"Большинство предпринимателей, с которыми мы консультируемся, склоняются к введению дифференцированного платежа, -- говорит советник Комитета по экологии Государственной думы Ирина Волкова. -- Меньше сторонников у предложения Минприроды РФ ввести единый экологический сбор, пополняющий доходную часть бюджета. Пока в правительстве мы имеем поддержку Минэкономразвития РФ, которое выступает за то, чтобы в готовящийся проект закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" было включено положение о запрете использования экологических платежей как источника пополнения бюджетов различных уровней".<BR>Кроме того, считают в министерстве, в новом законе должен содержаться перечень химических элементов, за выброс которых в определенном размере предприятие должно платить экологический налог. Также необходимо предусмотреть механизм, который позволял бы предприятиям получать вычеты из налогового платежа на суммы, затраченные на природоохранные мероприятия.<BR>К сожалению, единого мнения по этим вопросам у МПР, Минэкономразвития и Министерства по налогам и сборам, ответственных за принятие документа, пока нет.<BR><BR><B>Восполнят пробел</B><BR>Таким образом, до принятия закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", судя по всему, будет действовать видоизмененное Постановление правительства №632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды" от 28 августа 1992 года. Постановление действовало до марта 2002 года и регламентировало размер и порядок взимания платежей за загрязнение окружающей среды. В марте 2002 года оно было признано незаконным по решению Верховного суда по заявлению ОАО "Кольская горно-металлургическая компания". Суд мотивировал решение тем, что платежи, указанные в постановлении, содержали все признаки налога, а в соответствии с Конституцией и Налоговым кодексом налоги устанавливаются только законом. В результате предприятия оказались освобожденными от уплаты экологических платежей.<BR>С другой стороны, исчезла возможность рассчитать стоимость потенциальных выбросов и сбросов проектируемых предприятий и, соответственно, оценить достаточность заложенных в проекте средств на природоохранные мероприятия. Иными словами, оценить соответствие проекта экологическим требованиям. Без Постановления №632 стало невозможно проводить экологические экспертизы.<BR>Реанимировать постановление, отмена которого спровоцировала правовой вакуум, должно Минприроды, которое сейчас готовит проект изменений в Постановление №632. Этот видоизмененный документ опять должен ввести экологические сборы, регламентировав при этом их размер, порядок начисления и уплаты, чтобы в дальнейшем предотвратить возможное повторное обращение налогоплательщиков в суд.<BR><B>Добровольно</B><BR><B>или принудительно</B><BR>С другой стороны, компенсировать отсутствие экологических платежей бюджет пытается за счет введения больших штрафов за нарушение экологического законодательства. Пример тому -- Кодекс об административных правонарушениях РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 года, который существенно ужесточил все санкции за нанесение вреда окружающей среде. Таким образом, налицо ситуация, когда предприятия на законном основании не вносят платежи за загрязнение окружающей среды, но вынуждены платить немаленькие суммы в качестве возмещения вреда при превышении допустимых для ее загрязнения лимитов. Официальных разъяснений сложившейся ситуации в министерстве пока нет. Поэтому региональные отделения налоговой службы направляют сейчас предприятиям письма о добровольной уплате экологических платежей за все время "экологических каникул". Однако до сих пор новые нормативы и коэффициенты не утверждены. При таких обстоятельствах исчисление и внесение в бюджет платы за загрязнение окружающей среды невозможно в принципе.<BR>