Конъюнктура рынка солода подгоняет инвесторов

Отечественные пивовары, банки и иностранные солодовни энергично вкладывают средства в строительство солодовен на территории России. Торопятся начать производство быстрее конкурентов и занять на рынке большую долю.

<BR><BR>Отечественные пивовары, банки и иностранные солодовни энергично вкладывают средства в строительство солодовен на территории России. Торопятся начать производство быстрее конкурентов и занять на рынке большую долю.<BR><BR>Солод -- основное сырье для производства пива. Его доля в себестоимости около 35%. И спрос на него прямо зависит от спроса на пенистый напиток. В то время, когда мощности по производству солода в России быстро растут, рост спроса на пиво замедляется. Эта негативная тенденция проявилась еще в конце 2001 года, а в прошлом году окрепла (см. табл.). По оценкам специалистов "Союза Российских Пивоваров", рост производства пива будет замедляться и в первой половине 2003 года.<BR>Не лучшим образом отразится на инвестиционных проектах сокращение в России урожая ячменя -- сырья для производства солода. Минсельхоз России прогнозирует это в текущем году.<BR>Изначально инвесторы рассчитывают загружать солодовни на 50% импортным сырьем и на 50% -- отечественным. Но все зависит от урожая ячменя. Так, до 2001 года солодовни закупали преимущественно (до 90%) импортное сырье. Причина -- отсутствие подходящего ячменя в России. Но благодаря хорошим урожаям зерновых в 2001-2002 годах доминирующие позиции занял российский ячмень. Его доля в производстве солода превысила 87% (см. табл.). И это благоприятно сказывается на инвестиционных проектах.<BR>Высокие расходы на импортное сырье (оно дороже российского в среднем на 20%) сокращают маржу солодовен и удлиняют срок окупаемости. Срок будет расти и в случае избытка солода на рынке (см. табл.). Это может произойти уже через 3 года, когда большинство строящихся солодовен заработает на полную мощность.<BR><BR><B>Стимулятор роста</B><BR>Инвестиционной активности на рынке солода способствовало два момента. Первый -- в 2001 и 2002 годах Россия собирала рекордные урожаи зерна. И в стране появился ячмень, пригодный для производства качественного солода. И второй -- спрос на пиво быстро рос, а вместе с ним и потребность пивоварен в сырье.<BR>Потребность отечественных пивзаводов в солоде в 2002 году превысила отметку 1008 тысяч тонн в год. Российские производители этого сырья обеспечивают 49% потребности пивоваров. Хотя еще пару лет назад они обеспечивали до 30% потребности. Дефицит сырья покрывают импортеры. Они привозят солод из Германии, Финляндии, Нидерландов, Англии, Дании.<BR>Импортный продукт дороже отечественного на 30%. Желание сэкономить на сырье хотя бы 10% -- ставка ввозной таможенной пошлины на солод -- стимулировало пивоваров инвестировать в развитие собственной сырьевой базы.<BR>Энергичный рост производства солода в России привел к стабилизации импорта этого сырья (см. табл.).<BR>Наибольшую долю рынка (95%) занимает светлый солод. Из него варят светлое пиво. Оно пользуется наибольшим спросом в России.<BR><BR><B>Проекты и реальность</B><BR>Первым обзавелось солодовней ОАО "Пивоваренная компания "Балтика". В 2000 году вместе с французской компанией Groupe Soufflet "Балтика" открыла в Петербурге завод по производству солода. В планах "Балтики" -- строительство второй солодовни в Туле.<BR>Третью солодовню собирается строить ЗАО "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково". Компания Sun Interbrew, объединяющая восемь российских пивзаводов, модернизирует шесть своих солодовен.<BR>Но самый крупный проект по возведению производственных мощностей осуществляет ОАО АКБ "Авангард". Оно строит три солодовни. Запуск первой состоится в мае 2003 года, вторая начнет действовать в конце этого года. Для третьей специалисты управляющей компании -- ООО "Авангард солод" подбирают место в центральной части России.<BR>"Под строительство солодовни мы выкупаем действующий элеватор. К зернохранилищу должны быть подведены хорошие автомобильные и железные дороги, водо- и электроснабжение", -- говорит Людмила Жаркова, заместитель генерального директора ООО "Авангард солод".<BR>Большинство солодовен расположено и строится в центральной части России, где произрастает сырье -- ячмень.<BR>Центрально-черноземный район идеально подходит для выращивания пивоваренного ячменя, и в перспективе Россия может стать крупным поставщиком солода на внешний рынок, прежде всего -- в страны ЕС.<BR>Но это дело далекого будущего. Пока качество российского солода не всегда устраивает отечественных пивоваров, не говоря уже об иностранных. По словам Алексея Кедрина, руководителя пресс-службы ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", качество российского ячменя и, как следствие, солода не всегда соответствует требованиям завода.