00:0014 апреля 200300:00
6просмотров
00:0014 апреля 2003
"За последнее десятилетие появились профессионалы-экологи. Однако проблема в том, что на некоторых предприятиях-загрязнителях до сих пор не предусмотрено рабочих мест и должностей для специалистов, имеющих соответствующее образование.
<BR><BR>"За последнее десятилетие появились профессионалы-экологи. Однако проблема в том, что на некоторых предприятиях-загрязнителях до сих пор не предусмотрено рабочих мест и должностей для специалистов, имеющих соответствующее образование.<BR><BR>Иногда эти функции берет на себя руководство предприятия, не имея достаточного экологического образования. Некоторые предприятия предпочитают скорее заплатить штраф, чем реализовывать такие природоохранные мероприятия, как, например, строительство или реконструкция очистных сооружений, что требует больших финансовых затрат.<BR>Невежество руководителей предприятий в данной сфере -- очень актуальная сегодня проблема. Когда менеджмент берет на себя ответственность за внедрение природоохранных мероприятий, делая это по-дилетантски и не учитывая экологических факторов вообще, тогда тип развития экономики можно определить как природоразрушающий, базируемый на использовании средств производства, созданных без учета природоохранных требований.<BR>Однако до сих пор непонятно, какой предлагается в новом законе механизм отслеживания наличия экологического образования у руководителя организации, взявшего на себя ответственность за природоохранную деятельность, и каким должно быть это образование, где он должен его получать. Часто за охрану окружающей среды на предприятии отвечает кто угодно -- главный электрик, технолог, механик или даже сантехник, только не эколог.<BR>В целом эта проблема может быть решена только через подготовку высококвалифицированных экономистов-менеджеров в области природопользования. При этом в штатном расписании организаций должна быть на законодательном уровне предусмотрена должность экономиста-менеджера в области экономики природопользования.<BR>В нашей стране затраты на природоохранную деятельность составляют менее 1% валового национального продукта (ВНП), а сумма ущерба на порядок выше суммы природоохранных затрат и составляет 8-9% ВНП. Между тем известно, что эти показатели должны быть равны друг другу, а для достижения экологического оптимума, когда уровень загрязнения окружающей среды находится в пределах ПДК, затраты на природоохранную деятельность должны быть такими, чтобы ущерба не возникало вообще.<BR>Официальные данные о масштабах экологических бедствий не соответствуют истине. Как правило, они значительно занижены. С каждым годом официальные отчеты становятся менее достоверными. Уменьшаются выбросы от больших предприятий, т.к. их стало меньше, но увеличивается количество выбросов от маленьких предприятий, данные о которых порой не фиксируются. Экономисты говорят, что теневая экономика в нашей стране составляет около 40%. К выбросам, которые статистически отражены, нужно прибавить еще 40%.<BR>При сохранении сложившихся инерционных тенденций в природопользовании, техногенных подходов в экономике в России никогда не хватит природных ресурсов даже при значительном увеличении их эксплуатации. Самое важное в экологизации экономического развития состоит в необходимости ориентации на конечный результат. Объемы используемых ресурсов являются лишь начальным или промежуточным звеном в длинной цепи, связывающей природу и продукцию, поступившую к потребителю. Для последнего все равно, сколько используется природных ресурсов, главное -- объемы и качество поступившей к нему продукции. В этих условиях производства нужно регулировать не от природных ресурсов, а, наоборот, от потребителя к ресурсам.<BR>Государство во многих случаях стремится переложить груз ответственности за нанесенный окружающей среде вред, в том числе и в прошлых периодах, на конкретное предприятие-природопользователя. Даже если оно само допускает значительные провалы в экономической политике, которые не компенсируются рыночными механизмами или экологической культурой в связи с их неразвитостью.<BR>В ряде стран начиная с 90-х годов приняты национальные стандарты по основам экологического управления. В России работа по формированию национальных стандартов в данной области по аналогии с международными стандартами ISO серии 14000 только начинается".<BR><BR>Ирина Масленникова, заведующая кафедрой современного естествознания и экологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, считает, что у менеджмента большинства предприятий по определению отсутствуют цивилизованные подходы к решению экологических проблем.<BR><BR><B>Комментарии</B><BR>Юрий Мурашко, директор департамента по связям с общественностью ЗАО "Северо-Западная Лесопромышленная Компания":<BR>"Неманский целлюлозно-бумажный комбинат, как и все остальные ЦБК Калининградской области, получил предписания Министерства природных ресурсов РФ о необходимости прекращения сброса загрязняющих веществ в реку Неман и о перспективном строительстве очистных сооружений. Для нас это указание более мягкое, чем для других предприятий области, так как мы выполняем целый ряд природоохранных мероприятий. Основная проблема в выполнении предписания заключается в стоимости проекта очистных сооружений для Калининграда, которая составляет порядка 3-3,5 млн евро, при том что вложенные деньги практически не окупаются и 85-90% стоимости строительства ляжет на плечи Неманского ЦБК. Для строительства сооружений мы должны иметь долгосрочный кредит, который в банке получить практически невозможно. Основная масса банков предоставляет кредиты до 1 года, максимум -- на 3-5 лет. Нам необходимы кредиты на срок от 7 до 15 лет.<BR>В настоящее время строительство единых очистных сооружений как для города, так и для ЦБК признано обоснованным, поэтому уже подписано трехстороннее соглашение между ЗАО "Северо-Западная Лесопромышленная Компания", как владельцем Неманского ЦБК, администрацией муниципального образования Неманского района Калининградской области и администрацией Калининградской области о совместном строительстве и эксплуатации очистных сооружений.<BR>Мы надеемся на то, что Правительство России поддержит этот проект. Это можно сделать путем снижения суммы платы предприятием за негативное влияние на окружающую среду. Мы не просим у государства денег, а хотим получить лишь некоторые льготы. Мы выступаем за то, что если предприятие выполняет природоохранные мероприятия, то надо дифференцировать налог. Кроме того, следует поддерживать перспективные проекты по реконструкции и модернизации предприятий путем предоставления государственных гарантий под кредиты. Перспективным, на наш взгляд, является создание специальных финансовых институтов развития, которые смогли бы привлекать кредиты западных банков. Также необходимо разработать региональные программы по проблемам размещения и переработки отходов на предприятиях ЛПК. Нам предоставляется необходимым исключить из п. 14 ст. 251 Налогового кодекса РФ ограничения, связанные с тем, что гранты облагаются налогом на прибыль.<BR>Если работает механизм дифференцированных платежей, то это выгодно и предприятию, и государству. Потому что если предприятие проводит природоохранные мероприятия, то на сумму выполненных работ налог снижается. А если работает система единого экологического сбора, то предприятию не имеет смысла выполнять какие-либо природоохранные мероприятия. Такая система экологических платежей просто губит российскую природу".<BR><BR>Александр Кайстрюков, главный инженер ООО "ТЕКС":<BR>"Для нас не важна форма налогообложения, важнее размер налогов, который не должен быть чрезмерным, мешающим развитию компании. И главное -- в России не хватает нормального механизма для выполнения программ по экологии, на которые нужны значительные средства. Эффективных кредитных схем нет. Взять кредит под долгосрочную экологическую программу очень трудно, да и просто негде. Наше предприятие достаточно молодое, поэтому экологическая проблематика только формируется.<BR>В 2002 году я составил перечень мероприятий, которые актуально провести по природоохранной проблематике. В частности, согласно нормативам 2000 года запрещен сброс стоков в черте города. Решать эту проблему мы будем в зависимости от возможностей финансирования".