00:0011 апреля 200300:00
7просмотров
00:0011 апреля 2003
ВМузее городской скульптуры до 27 апреля можно увидеть выставку крошечных стульев -- моделей работ знаменитых дизайнеров. Частокол "приборов" их видения.
<BR><BR>ВМузее городской скульптуры до 27 апреля можно увидеть выставку крошечных стульев -- моделей работ знаменитых дизайнеров. Частокол "приборов" их видения.<BR>Экспозиция вывезена из германского музея дизайна "Витра", где собрано около 200 образцов того, что уже оставили или только намерены оставить перед тем, как "встать и уйти" все известные дизайнеры и архитекторы. Стул всегда был своего рода местом, на который дизайнеры обрушивали весь груз своего творчества.<BR>Схематично онтология стула представляет собой переходный и весьма затяжной период трансформации предмета первой необходмости в предмет роскоши как таковой, затем -- в образец дизайна, на котором, скорее, человек выглядит атрибутом, чем наоборот. Об этом недвусмысленно заявляет загогулина Филиппа Старка, напоминающая больше вешалку, чем стул, рядом с которой человеческому телу остается быть только податливым плащиком. Дизайнеры-материалисты отчетливо предпочитают культ среды культу человека, называя свои устройства машиной для сидения или прибором для сидения, то есть изначально передавая этому предмету гораздо больше полномочий, чем может показаться. Например, "прибор" Колани (1972 год) позволяет посидеть на спинке, в которой точно так же легко угадывается столик, если пользователь повернется к нему лицом. И Колани заставляет это сделать -- отныне стул управляет человеком.<BR><BR><B>Стул и человек</B><BR>Эволюция стула напоминает собой эволюцию человека, только с точностью до наоборот. Если первые стулья горделиво выпячивают свои прямые спинки, говоря об устойчивости человека и его высоком предназначении (апогей -- стул Чарльза Ренни Макинотоша 1903 года, со спинкой-лестницей, в том числе иерархической, которая освобождает стул предыдущих веков от излишних деталей, но не духовной возвышенности), то в дальнейшем последователи классических стульев все больше скукоживаются, скрючиваются, заземляются, закругляются в гофрированный рулон или же каучуковые выступы.<BR>Интеллектуальная линия дизайна выливается в скупые схематичные линии, которые превращают сиденье в конструктивистское кресло зубного врача (Ле Корбюзье), переплет железных прутьев Стеглетто (1983 год), делающие стул похожим на продуктовую коляску, киборг-конструкции (едва ли не вип-электрический стул) или же кресло-шараду, конструктор, развивающую игру.<BR>Махонькие, расфасованные почти что по колбочкам, модели стульев напоминают собой искусственного человека, гомункулуса, которого "вылупил" доктор Фауст по образу и подобию человека с одной стороны, но с другой -- как будто бы в пику ему. Ведь, оседлав шедевр, человек неизменно садится в лужу. (Н.У.)