00:0010 апреля 200300:00
9просмотров
00:0010 апреля 2003
Актуальными вопросами руководители управляющих и девелоперских компаний считают перспективы развития в Петербурге новых бизнес-территорий и становление профессиональных стандартов.
<BR><BR>Актуальными вопросами руководители управляющих и девелоперских компаний считают перспективы развития в Петербурге новых бизнес-территорий и становление профессиональных стандартов.<BR><BR>Александр Гришин, генеральный директор ЗАО "VMB-Траст":<BR>"Ажиотаж вокруг инвестиций в городскую инфраструктуру налицо. Количество обращений инвесторов по приобретению объектов недвижимости и инвестирования в реконструкцию увеличились в несколько раз. Минус ажиотажа в том, что владелец недвижимости действует по принципу: "Такая корова нужна самому", и назначает цену, ориентируясь непосредственно на количество квадратных метров, что не соответствует ожиданиям покупателя. Средний разрыв реальной стоимости составляет $300 за м2 в месяц. Переговоров по приобретению объектов ведется много, а реальных сделок заключается не более 2-3 в год.<BR>Культура инвесторов растет. Уже никто не хочет покупать объекты, делая расчеты на клочке бумажки. Собственники и инвесторы хотят знать все подробности, опираясь на мнение профессионалов: что нужно строить, какого размера и назначения и каковы будут расходы после введения объекта в эксплуатацию".<BR><BR>Константин Крюков, генеральный директор управляющей компании "Петербургская Недвижимость":<BR>"Растет уровень требований арендаторов к сервису и сопутствующим услугам. Большинство крупных игроков предпочитают предварительно инвестировать средства в офисы (ремонт, обеспечение всех необходимых коммуникаций и услуг) и уже потом сдавать отремонтированные помещения арендаторам.<BR>На рынке бизнес-центров наблюдается не только количественное, но и качественное развитие: в большинстве бизнес-центров совершенствуются спектр услуг и уровень ремонта. Категории "А" и "В" сегодня начали конкурировать, и зачастую первые выигрывают только за счет более выгодного расположения. Кроме того, если раньше к бизнес-центрам класса "С" можно было отнести помещения с минимальным поверхностным ремонтом в малопривлекательных районах, то сегодня такие помещения перешли в категорию "D". Офисные помещения класса "С" представляют собой полноценные бизнес-центры, уступающие классам "А" и "В" местом расположения и качеством ремонта.<BR>Я не жду качественных и количественных изменений в сегменте бизнес-центров класса "А" и "В": сейчас достраиваются начатые ранее проекты, а новых почти нет. Если новые проекты будут появляться, то, скорее всего, они будут относиться к категории "С", как самой массовой и перспективной. Старые бизнес-центры класса "С" будут увеличивать спектр дополнительных услуг".<BR><BR>Хельве Заикина, заместитель генерального директора бизнес-центра "Информ-футуре":<BR>"Пока бизнес-центры присваивают себе классы, руководствуясь параметрами, которые удобны управляющим или собственникам. Класс "А" присваивается в большей степени из-за прекрасного местоположения, хотя такие центры по многим параметрам не соответствуют международным требованиям. Думаю, что большинство давно работающих на рынке офисных центров примут участие в сертификации. У нас должны быть четко сформулированные параметры сертификации и условия, на которых она будет проводиться.<BR>В центре города есть пятна для застройки и разрушающиеся здания, которые можно использовать под строительство высококлассных офисных центров. Этот процесс очень сложен: сказываются все факторы: политические (трудно получить здание и участок в центре), экономические (это очень дорогие проекты), градостроительные (накладывается масса ограничений в связи со статусом самих зданий и окружающей застройкой). Перспективной зоной я считаю Обводный канал. Это почти центр, здесь много неосвоенных бывших заводских территорий, которые необходимо облагородить".<BR><BR>Елена Афанасьева, генеральный директор ЗАО "Алпол":<BR>"На появление бизнес-центров сейчас влияет в основном экономический фактор. Больший спрос существует на помещения среднего уровня -- их и строится больше всего. Исключение составляют бизнес-центры класса "А", для которых основной определяющий критерий -- местоположение. В центре города сложно найти место для строительства бизнес-центра, который предполагает наличие парковки или современных коммуникаций.<BR>Очень большой потенциал развития сохранаяют бизнес-территории у Московского проспекта и Пулковского шоссе, благодаря близости к аэропорту и наличию свободных территорий под застройку. Районы, прилегающие к Морскому порту, также могут стать бизнес-территориями".<BR><BR>Олег Корчак, генеральный директор управляющей компании "БестЪ":<BR>"Наша компания воздерживается от участия в сертификации. Перечень услуг можно декларировать, но качество обслуживания определяется опытным путем. При выборе офиса арендатора интересуют арендная ставка и услуги, которые входят в стоимость. Буква не может полностью отразить реально существующую ситуацию. Даже многоуровневая оценка не заменит просмотр офиса. Пока классификация рассчитана на собственников, девелоперов, а мы полагаем, что надо ориентироваться на клиента.<BR>В городе существуют новые территории для развития офисных центров, в основном они заняты производственными комплексами. Единственное решение заключается в их переносе за пределы города".<BR><BR>Дмитрий Киселев, председатель совета директоров ОАО "Нева-ленд":<BR>"На рынке аренды офисных помещений наиболее перспективен сегмент бизнес-центров класса "B". Сейчас происходит сдвиг спроса в сторону повышения качества офисных помещений, но до разумных пределов. Ставки в бизнес-центрах класса "А" не настолько выше ставок в бизнес-центрах класса "В", чтобы покрыть увеличение затрат, необходимое для создания действительно эксклюзивных офисных центров. В городе много компаний, но Петербург никогда не станет таким центром международного бизнеса, каким стала Москва. Так что спрос на офисы класса "А" со стороны крупных международных и российских компаний в Петербурге ограничен. Они не держат здесь больших представительств, и им не нужны значительные офисные площади.<BR>В центральных районах почти отсутствуют свободные площади, необходимые для строительства крупных торгово-развлекательных или многофункциональных центров. На первый план выходят проекты перепрофилирования промышленных зон в объекты коммерческой недвижимости. Процесс развития территорий резко ускорится, когда появятся люди и компании, готовые вкладывать деньги в покупку земли или прав аренды. Для успешной реализации подобных проектов необходим единый владелец территории, который и начнет ее развивать".<BR><BR>Артур Кириленко,<BR>президент корпорации "Строймонтаж":<BR>"Проблема с сертификацией бизнес-центров в Петербурге скорее теоретическая, чем практическая. Первые бизнес-центры стали появляться не более 10 лет назад. Появление действительно крупных и интересных проектов для Петербурга редкость. Сертификация необходима, но она должна проводиться с учетом мнений всех заинтересованных сторон -- органов власти, владельцев недвижимости, управляющих компаний и самих арендаторов.<BR>Наиболее интересными для арендаторов остаются территории, расположенные близко к историческому центру, с удобными транспортными развязками.<BR>Арендаторы уже меньше интересуются низкокачественным предложением, но еще не готовы платить за класс "А". Наиболее востребованы классы "В" и "С". Очевидно, эта динамика сохранится и в ближайшем будущем.<BR>В классе "В" есть очень интересные предложения. Инфраструктура таких объектов приближается к классу "А".<BR>Александр Винник, генеральный директор ЗАО "Липсанен Инкорпорэйтед":<BR>"Для успеха инициативы Гильдии управляющих и девелоперов необходимо ее массовое признание, во-первых, со стороны клиентов, а во-вторых -- со стороны бизнес-центров. Пока такой активности не наблюдается. В связи с неоднородностью предложения, а также спроса и требований клиентов сертификация пока бессмысленна. С учетом того, что спрос на рынке сейчас превышает предложение, в ближайшее время сертификат или аббревиатура не будут иметь существенного значения при выборе помещений.<BR>Наиболее перспективным видится перепрофилирование производственных комплексов в районе Петроградской и Выборгской сторон, а также территории вдоль КАД. Ресурсы центра города почти исчерпаны, а спрос на качественные складские и производственные помещения, а также требования к транспортной обеспеченности растут.<BR>Классность бизнес-центра -- крайне условное понятие. Классность отражает соответствие бизнес-центра клиентуре определенной рыночной ниши. Соответственно, и развитие той или иной ниши зависит исключительно от динамики спроса".