00:0008 апреля 200300:00
7просмотров
00:0008 апреля 2003
Вчера, 7 апреля, Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении новую редакцию Таможенного кодекса. Настоящих дебатов не получилось, несмотря на то что поправки к документу едва уместились почти на 1,5 тысячи страниц.
<BR><BR>Вчера, 7 апреля, Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении новую редакцию Таможенного кодекса. Настоящих дебатов не получилось, несмотря на то что поправки к документу едва уместились почти на 1,5 тысячи страниц.<BR><BR>В итоге участники заседания подтвердили, что во втором чтении Таможенный кодекс будет рассмотрен Госдумой 23 апреля и если все пойдет по намеченному графику, то до конца мая кодекс будет принят и в третьем, окончательном чтении.<BR>В Комитете по бюджету и налогам был настоящий аншлаг -- все желающие не уместились в зале, и заседание пришлось проводить в прямом смысле слова при открытых дверях.<BR>Президиум образовали председатель Государственного таможенного комитета РФ (ГТК) Михаил Ванин, председатель Комитета по бюджету и налогам Александр Жуков и два его заместителя -- Валерий Драганов и Владислав Резник. Новая редакция Таможенного кодекса уместилась на 330 страницах, зато поправок оказалось ровно в 5 раз больше. "Если Жуков захочет, будем обсуждать до утра", -- мрачно делились опасениями с корреспондентом "ДП" народные избранники. Однако обсуждение прошло на удивление спокойно. Обошлось даже без уже традиционного столкновения бывшего и нынешнего глав ГТК Валерия Драганова и Михаила Ванина. Законодательная и исполнительная власти спорные моменты согласовали еще в процессе обсуждения.<BR><BR><B>Прямой кодекс</B><BR>Первым слово взял Валерий Драганов. Председатель подкомитета по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Госдумы в очередной раз напомнил, что новая редакция кодекса максимально облегчит жизнь участникам внешнеэкономической деятельности. "Кодекс будет максимально прямого действия и максимально демократичным", -- пообещал главный идеолог либерализации таможенно-тарифного регулирования.<BR>Его главный оппонент и сторонник сильной роли государства в регулировании ВЭД Михаил Ванин неожиданно уклонился от дискуссии. По его словам, новая редакция Таможенного кодекса -- это компромисс правительства и Госдумы. Получалось, что с бизнесом компромисс найден не был. Впрочем, Александр Жуков поспешил дополнить главу ГТК, пояснив, что законопроект представляет собой компромисс предложений правительства, депутатов и участников внешнеэкономической деятельности.<BR>"Таможня из контролеров переходит на обслуживание интересов участников ВЭД. Мы оставляем себе лишь регулирующие функции", -- пообещал Михаил Ванин.<BR>Основным недостатком ныне действующей редакции кодекса все участники обсуждения признали ее отсылочный характер.<BR>Внешнеэкономическая деятельность регулировалась письмами, инструкциями и т.д. В результате экспортеры и импортеры постоянно сталкивались с задержкой оформления грузов и их выпуском в свободное обращение. Нынешняя версия этого недостатка лишена.<BR>Концептуальные вещи, такие, как, например, сокращение до одних суток оформления грузов, сокращение подзаконных нормативных актов, которыми регулируется ВЭД, отсутствие лицензирования околотаможенной деятельности, никто не оспаривал. Активность проявлял заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Задорнов и представители ГТК, но в основном это касалось технических моментов.<BR><BR><B>Виктор Макеров, заместитель директора</B><BR>ЗАО "Таможенный Компьютерный Сервис":<BR>"Сделать Таможенный кодекс максимально прямого действия малореально. В основном документе предусмотреть всего нельзя. К тому же в России участники ВЭД славятся умением обходить закон, а поставить всю деятельность участников ВЭД на легальные рельсы не получится. Все критерии проведения таможенного контроля в кодексе не пропишешь, значит, будут подзаконные акты. Нереальной представляется и норма, согласно которой грузы будут оформляться в течение суток. Допустим, на таможенный пункт прибудут десяток грузовиков, у всех нужно будет проверить сертификаты, провести досмотр и т.д. Можно было бы пойти по пути западных стран, где существует послетаможенный контроль, но это маловероятно. В итоге бизнес и таможня будут бороться друг с другом, а борьба -- дело долгое".<BR><BR><B>Валерий Глыздов, ведущий специалист</B><BR>по ВЭД ООО "СТМ":<BR>"По утверждениям разработчиков, принципиальным новшеством проекта Таможенного кодекса является то, что из него исчезли многочисленные отсылки на ведомственные нормы ГТК, которые позволяли таможне принимать решение по своему усмотрению. Проект Таможенного кодекса включает максимальное число статей прямого действия. И это является наиболее весомым изменением. В проекте Таможенного кодекса убраны все формулировки "по усмотрению таможенных органов". В ряде случаев оставлены формулировки "по решению Правительства".<BR>И все-таки, на мой взгляд, новый Таможенный кодекс содержит достаточно статей, которые оставляют возможности для ведомственного нормотворчества. В принципе, это понятно, создать Кодекс абсолютно прямого действия невозможно. Будем надеяться, что таможня сможет "принимать решение по своему усмотрению" по вопросам, не остро затрагивающим интересы участников ВЭД".