00:0008 апреля 200300:00
46просмотров
00:0008 апреля 2003
Второй год в России происходит наращивание мощностей отечественных предприятий по выпуску стеклянной тары. Ввод дополнительных технологических линий и открытие новых производств приведут в 2003-2005 гг. к существенному уменьшению разрыва между спросом и п
Второй год в России происходит наращивание мощностей отечественных предприятий
по выпуску стеклянной тары. Ввод дополнительных технологических линий и открытие
новых производств приведут в 2003-2005 гг. к существенному уменьшению разрыва
между спросом и предложением рынка.
Потребности российских пищевиков в стеклотаре составляют около 8 млрд стеклянных
емкостей в год (без учета вторичной тары). Российские стекольные предприятия,
выпускающие бутылки и банки в 2002 году, смогли обеспечить только треть
потребностей рынка новой тарой.
В Северо-Западном регионе в прошлом году было выпущено в 3-4 раза меньше
бутылок, чем необходимо для нужд местных производителей крепких алкогольных
напитков и пива.
Стекольные силы
Северо-Запада
В 2002-2003 гг. о введении новых производственных мощностей заявили ряд заводов,
расположенных во всех регионах России, в том числе и в СЗФО (см. табл.).
В прошлом году в стекольную отрасль Северо-Запада пришли крупные игроки. Холдинг
"Веда-Система" запустил первую линию стекольного завода в Кингисеппе. В
последнем месяце 2002 года введен в эксплуатацию завод в Киришах. Несмотря на
небольшое количество времени, прошедшее с момента открытия предприятий, в
ближайшее время готовится запуск вторых производственных линий.
В Гатчинском районе собирается наладить производство темных бутылок ЗАО
"Техноспецсталь-Инжиниринг".
Тимофеевский стекольный завод, завершив весной 2003 года реконструкцию завода в
поселке Плоское, приступит к созданию второй производственной площадки в Луге на
базе бывшего филиала Колпинского комбината строительных материалов (см. табл.).
С введением всех предполагаемых мощностей к 2005 году дефицит с тарой на
Северо-Западе может быть решен. Количество выпускаемых в регионе бутылок для
водочной продукции в 2005 году увеличится в 3 раза по сравнению с суммарными
показателями 2002 года, для пивной продукции -- в 7 раз.
В поисках бутылок
Неудовлетворение региональными стекольными заводами потребностей
северо-западного рынка заставляет производителей напитков работать со
стекольщиками из других регионов.
Стеклотару для своей продукции ликероводочные и винодельческие предприятия
Северо-Запада уже давно закупают в Центральном регионе.
Так, "Ливиз" заказывает бутылки в Тверской и Воронежской областях, "Ладога" -- в
Тверской и Владимирской областях, "Вилаш" -- в Вологодской области.
Пивоваров обслуживают местные стекольные предприятия и заводы Центральной
России. В отличие от производителей водки, не пользующихся оборотной тарой,
производителей пива спасает от тарного дефицита использование оборотных бутылок.
Их доля в отрасли остается высокой. Комбинат им. Степана Разина ежемесячно
вводит около 10% новой тары, пивоваренная компания "Балтика" -- около 30%, а в
летние месяцы -- 10%, московская Sun Interbrew -- 10-20%.
Лицо товара
Развитие "премиальных" сегментов напитков заставило производителей искать новые
формы для своей продукции. Стали предъявляться требования не только к качеству,
но и к дизайну бутылок.
Такой подход к таре заставил многие компании пересмотреть состав поставщиков. До
осени 2002 года ООО "Браво Интернешнл" (марка "Бочкарев") закупало обычную
бутылку на Тимофеевском стекольном заводе. Вследствие перепозиционирования марки
"Бочкарев" в более высокий ценовой сегмент компания перешла на использование
оригинальной бутылки из Германии.
Для премиальных марок "Парнас" и "Карлсберг", занимающих 1% от общего объема
производства, "Балтика" закупает бутылки на Покровском стекольном и Московском
электроламповом заводах.
Качество прежде всего
Проблема качества бесцветной тары вынуждает производителей крепких алкогольных
напитков и пива для "премиальных" марок искать зарубежных поставщиков бутылок.
Высокоценовой сегмент, в котором позиционируется элитная продукция, позволяет
работать с европейскими производителями тары, поскольку маржа в этом сегменте
обычно составляет около 100%.
Тем не менее производители напитков ищут возможности снизить расходы на тару. По
словам менеджера по закупкам Пивоваренной компании "Тинькофф" Галины Баклицкой,
компания заказывает бутылки в Германии, но в то же время разместила пробные
заказы на "Веда-ПАК". В случае удовлетворительного качества продукции
кингисеппского завода компания перенесет заказы на Северо-Запад. В этом случае
затраты на бутылки снизятся в 2 раза.
Отсутствие качественных бесцветных бутылок для удовлетворения собственных нужд,
по словам директора по связям с общественностью компании "Веда" Михаила
Утянского, подтолкнуло компанию к строительству завода. До 1998 года бутылки
закупались в Нидерландах.
Альтернатива стеклу
Больше года на российском рынке наблюдается сокращение сектора пива в стеклянных
бутылках, которое происходит за счет роста сектора баночного пива. По данным
заместителя руководителя исполнительного секретариата Союза российских пивоваров
Александра Троицкого, с 2001 года сектор бутылочного пива постоянно уменьшался.
За 1,5 года пиво в алюминиевой банке "отвоевало" у пива в стекле около 10%
рынка. При этом доля пива в ПЭТ-таре осталась неизменной (см. табл.).
На мировом рынке пивовары также все больше склоняются к использованию ПЭТ-тары,
хотя до недавнего времени отвергали этот вид упаковки.
Если петербургские пивовары делают основную ставку на выпуск продукции в
баночно-бутылочном исполнении, то московские активно продвигают пиво в
ПЭТ-упаковке. Так, компания Sun Interbrew (владелец торговых марок "Клинское",
"Толстяк", "Сибирская корона" и др.) разработала упаковку "Пивопак" из нового
материала (внешне похожего на ПЭТ), которая способна предохранить напиток от
воздействия кислорода. Новая упаковка разработана "Интербрю" совместно с
итальянской компанией Gruppo Mossi&Ghisolfi.
В 2003 году компания планирует выпустить 50% своей продукции в пластиковых
бутылках и в "Пивопаках", запустив в течение года три упаковочные линии в
Саранске, Клину и Иванове.