00:0003 апреля 200300:00
17просмотров
00:0003 апреля 2003
Банки станут первыми, кто перейдет на международные форматы отчетности.
<BR><BR>Банки станут первыми, кто перейдет на международные форматы отчетности.<BR><BR>Многие из них уже давно готовят аудиторские отчеты в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета. Важным для участников рынка является и вопрос, в какой степени Центральный Банк будет осуществлять контроль и кор- ректировать работу банков исходя из полученных данных.<BR>В действительности может вскрыться тот факт, что определенное число банков не выполняют нормативы по достаточности капитала и вовсе не являются надежными. А если регулирующему органу придется признать тот факт, что слабых банков больше, чем хотелось бы, и принять к ним меры, то доверие со стороны иностранных коллег, инвесторов и т.п. к российской финансовой системе (цель, ради которой осуществляется переход на эти стандарты) отнюдь не укрепится.<BR><BR>Вопросы, которые были заданы представителям банков:<BR>Готов ли Ваш банк к переходу на единые международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые будут введены с 1 января 2004 года? Что это значит для банка?<BR>Геннадий Мещеряков,<BR><B>финансовый директор</B><BR>ОАО "Международный банк Санкт-Петербурга":<BR>"Мы полностью определили всю организационную структуру, провели обучение персонала (это конечно же основной шаг), подготовили специальное программное обеспечение. Я думаю, что основные показатели работы не изменятся. Возможно, в сторону более объективного сдвинется подход к созданию резервов и портфеля ценных бумаг".<BR><BR>Михаил Субботин,<BR><B>финансовый директор</B><BR>банка "МЕНАТЕП СПб":<BR>"С 2003 года мы начинаем готовить отчетность по МСФО каждого из наших 59 филиалов, что, насколько я знаю, является беспрецедентным для российских банков, располагающих достаточно крупными филиальными сетями. Для банка это означает лучшую информированность руководства и акционеров о реальном финансовом состоянии банка, лучшую управляемость, прозрачность для партнеров. Кроме того, это способствует дальнейшей интеграции банка в международное финансовое сообщество".<BR><BR>Дмитрий Панкин, председатель правления ОАО "Санкт-Петербургский банк Реконструкции и Развития":<BR>"Проблема не столько в готовности банков, сколько в подготовке документов Центральным Банком. Еще нет регламента перехода и не готовы инструкции ЦБ. Кроме того, существует вероятность того, что в связи с этими проблемами срок перехода будет перенесен самим ЦБ.<BR>В целом МСФО -- это другая идеология: банк становится совершенно прозрачен для всех, для клиентов, аналитиков, налоговых органов и т.д. Хотя и на сегодняшний день 17-я Инструкция ЦБ (касающаяся составления финансовой отчетности) на 90% приближена к международным требованиям. Недавно вышло новое Положение по расчету собственных средств, фактически уже с учетом новых требований МСФО. Так что с точки зрения экономики банка мы знаем, чего можно ожидать, и готовы работать".<BR><BR>Наталья Бадовец,<BR>ведущий специалист отдела связей с общественностью ОАО "Промышленно-строительный банк":<BR>"Можно сказать, что наш банк на самом деле давно уже перешел на эти стандарты. Сегодня многие банки, входящие в список 20 крупнейших банков страны, уже формируют отчетность по международным стандартам. Ее наличие -- необходимое условие для работы с западными партнерами. Но по опыту нашего банка можно говорить о все более растущем интересе к отчетности банка по МСФО и со стороны крупных российских компаний.<BR>Безусловно, переход на МСФО может сделать банковскую систему более открытой, как принято говорить -- прозрачной. Однако здесь будет особенно важно содержание новых банковских правил и инструкций, которые должен разработать Центральный Банк России и которые должны быть признаны и западным банковским сообществом".<BR><BR><B>Про персонал</B><BR>В период становления рыночной экономики, в том числе банковского бизнеса, когда этот рынок был сверхприбыльным, вместе с концентрацией капитала в банковскую сферу пришли и самые "светлые" головы.<BR>После того как финансовый рынок стал умеренно доходным и более активно стал развиваться промышленный и торговый сектор, банки стали получать доход в основном от обслуживания именно этих секторов экономики. То есть появились более выгодные области приложения капитала, как следствие, стало происходить и перераспределение человеческого капитала. И сейчас, в условиях конкуренции и ограниченности ресурсов, персонал и информация становятся определяющими факторами в успешном бизнесе.<BR>Общий вывод из ответов банкиров: достижение стратегических целей банка обеспечивается его персоналом.<BR><BR>Вопросы банкирам:<BR>Как повысить привлекательность банка в глазах собственного персонала?<BR>Как снизить текучесть квалифицированного персонала?<BR>Растущий бизнес требует постоянного увеличения бюджета расходов на персонал. Обоснованно ли это?<BR><BR>Михаил Субботин,<BR><B>финансовый директор</B><BR>банка "МЕНАТЕП СПб":<BR>"В банке существует понятная система оценки и мотивации персонала. Сотрудники банка знают, какие перед ними стоят задачи, по каким критериям они оцениваются, как и кем; что сотрудник получает, когда он выполняет планы, и что происходит, когда планы не выполняются. Второе -- это вложение банка в учебу персонала. При планировании банк закладывает определенный бюджет на рост профессионализма персонала, зарплату и бонусы. И рассчитывает исходя из этого эффективность своего бизнеса".<BR><BR>Сергей Шубаев,<BR>директор Санкт-Петербургского филиала АКБ "Автобанк":<BR>"Только активная бизнес-позиция банка и его динамичное развитие могут быть безусловной основой привлекательности для собственного же персонала. В свою очередь банк должен давать своим сотрудника не меньше, чем от них получает. Я убежден, что повышение зарплаты и премирование должны быть связаны не с общим увеличением бизнеса, а с конкретными достижениями каждого сотрудника. Объединение на Северо-Западе филиалов "НИКойла" и Автобанка обозначило серьезную задачу по формированию общей эффективной корпоративной культуры. Наш опыт показал, что максимальная реализация потенциала менеджера возможна только при предоставлении ему наибольших полномочий по принятию решений, конечно, в рамках его компетенции".<BR><BR>Михаил Садовский, советник председателя правления ОАО "Санкт-Петербургский банк Реконструкции и Развития":<BR>"Чтобы удержать, надо заинтересовать. Поставьте перед ключевым сотрудником новую интересную задачу, покажите, что вы доверяете ему, поддержите хотя бы минимальными ресурсами -- и вы получите решенную задачу плюс высоко мотивированного специалиста, который не покинет компанию в ближайшее время".<BR><BR>Ирина Попова,<BR>начальник службы персонала ОАО "Международный банк Санкт-Петербурга":<BR>"Можно выделить два аспекта -- материальный и нематериальный. Материальный -- это конкурентная заработная плата и компенсационный пакет. Нематериальный -- имидж банка, имидж руководителей, деловая репутация, корпоративная культура, проведение корпоративных мероприятий, team- building. Необходимо более гибко реагировать на изменения рынка труда, анализировать системы поощрений других банков, обдумывать причины увольнений.<BR>Высококвалифицированный специалист должен видеть перспективу своей работы. Поэтому для таких сотрудников очень важно выстраивать карьеру, планировать соответствующее обучение. Основной мировой тенденцией стало отношение к персоналу как к основному ресурсу, создающему прибыль. Расходы на персонал должны быть обоснованными и планируемыми, т.е. должны соответствовать общей стратегии банка и ситуации на рынке".<BR><BR>Нэлли Шишмакова,<BR>начальник управления по работе с персоналом ОАО "МДМ-Банк СПб":<BR>"Необходимо обеспечить безопасность персонала. Она подразумевает наличие трех основных составляющих: материального, морального и социального факторов. Если по каким-либо причинам снижена возможность мотивации материальным вознаграждением, возрастает роль "технологии знаков внимания", практики морального поощрения, которая остается значимой для поддержания внутренней мотивации, создавая тот микроклимат в банке, который позволяет сохранять управляемость персоналом.<BR>Если персонал высокопрофессиональный, он в состоянии обеспечить в деятельности банка тот уровень доходности, при котором увеличение расходов на персонал будет оправданным".<BR>