Рынок долгосрочной аренды автомобилей ждет экспансии Запада

На петербургском рынке проката автомобилей все активнее начинает развиваться услуга под названием "длительная аренда" или "оперативный лизинг". Участники рынка ждут экспансии западных компаний.

<BR><BR>На петербургском рынке проката автомобилей все активнее начинает развиваться услуга под названием "длительная аренда" или "оперативный лизинг". Участники рынка ждут экспансии западных компаний.<BR><BR>"Долгосрочная аренда" или "оперативный лизинг" -- это некая альтернатива содержания собственного автопарка, когда юридическое лицо берет автомобиль в прокат на 2-4 года. В этом случае компания-арендатор платит прокатной фирме определенную сумму, которая обычно составляет 15-30% от стоимости нового автомобиля, плюс идут ежемесячные платежи.<BR><BR><B>Подменные авто</B><BR>Платежи включают в себя не только стоимость проката автомобиля, но и страховку (обычно полное "КАСКО" и гражданская ответственность), а также техническое обслуживание. В понятие "техническое обслуживание" входят регламентные работы, предусмотренные заводом-изготовителем (замена масла, всех рабочих жидкостей, свечей зажигания, тормозных колодок и пр.), и любой ремонт. Даже в случае поломки автомобиля после гарантийного срока его ремонт будет за свой счет осуществлять прокатная компания. "Когда клиент говорит: "у меня не горит лампочка", "сломался генератор" или "не включается пятая передача", наш сотрудник подъезжает к офису арендатора, берет автомобиль и увозит его на ремонт", -- говорит Олег Абрамов, генеральный директор ЗАО "Трэвэл Рент", официального представителя компании Hertz.<BR>Возможность воспользоваться так называемыми "подменными" автомобилями, то есть машинами, которые будут предоставляться арендатору в случае ремонта его техники, необходимо обговаривать заранее при заключении договора. Есть несколько вариантов: отсутствие замены вообще, неограниченное количество замен или определенный лимит.<BR>Стоимость долгосрочной аренды зависит не только от класса автомобиля и срока аренды, но и от многих факторов: варьируется стоимость и виды страховок, наличие/отсутствие подменных автомобилей и пр. Каждый раз цена обсчитывается индивидуально для каждого клиента.<BR>Сегодня рынок долгосрочной аренды в Петербурге только начинает развиваться. "У нас это самый редкий вид аренды автомобилей. В принципе, я бы даже назвал этот вид услуг не "долгосрочной арендой". Скорее, это так называемый "мокрый лизинг", то есть лизинг с обслуживанием автомобилей. В этом случае предприятию нет необходимости создавать собственный парк автомобилей, вкладывать значительные средства в покупку транспорта, нанимать дополнительный обслуживающий персонал. Однако пока в России эта услуга еще не раскручена. Хотя запросы от клиентов на долгосрочную аренду автомобилей есть", -- говорит Сергей Силинг, генеральный директор компании "РТ-Лизинг".<BR><BR><B>Автопарк</B><BR><B>для малолитражки</B><BR>Западные компании берут автомобили в краткосрочную аренду потому, что не надо создавать свое автохозяйство и специально для этого нанимать дополнительного сотрудника. По российскому законодательству он должен следить за техническим состоянием автомобиля, выписывать путевые листы и пр. Требование об организации юридическим лицом своего автохозяйства при покупке автомобиля теоретически можно обойти (обратиться в фирму, у которой уже есть автохозяйство, и обслуживать автомобиль там за определенную плату). Но на практике реализовать это достаточно сложно.<BR>"Когда я начал выяснять, как можно нашей компании организовать свое автохозяйство, то столкнулся с большим количеством проблем. Например, от нас потребовали разрешение военкомата, который мог в случае необходимости забрать у нас автомобиль. Можно было, конечно, оформить автомобиль на одного из сотрудников, но на Западе это не практикуется", -- говорит Алексей Ярцев, глава представительства в России и странах СНГ Ashland Eastern Markets Oy.<BR><BR><B>Страховка</B><BR>"У нас было несколько довольно весомых причин не покупать автомобиль, а взять его в долгосрочную аренду, -- говорит Антон Афанасьев, сервис-инженер Петербургского представительства FERRO Holland BV. -- Покупая автомобиль за "живые" деньги, мы бы "вешали" его на баланс. Нужно было заводить автохозяйство. Эту проблему можно, правда, довольно просто обойти, обратившись на какую-нибудь стоянку, однако морока с ежедневным выписыванием путевых листов осталась бы. А так мы ездим по обычной доверенности, а путевой лист заполняем только раз в месяц, когда списываем затраты на бензин".<BR>Кроме того, по словам Антона Афанасьева, в договор долгосрочной аренды входят пункты о страховке автомобиля, его техобслуживании и пр. "Мы хотели взять машину в обычный лизинг, -- продолжает Антон Афанасьев, -- но столкнулись с одной проблемой. Дело в том, что наша фирма зарегистрирована как представительство западной компании, поэтому мы не имеем своего счета. И, следовательно, взять машину в лизинг нам очень сложно, ведь лизинговые компании требуют показать баланс, прибыль и прочее".