Факторинг остается перспективной нишей

На петербургский рынок факторинговых услуг выходят все новые и новые игроки. До сих пор большинство из них предлагало факторинг как дополнительный сервис. Но уже в ближайшем времени в Петербурге начнут работать сразу несколько специализирующихся на фактор

<BR><BR>На петербургский рынок факторинговых услуг выходят все новые и новые игроки. До сих пор большинство из них предлагало факторинг как дополнительный сервис. Но уже в ближайшем времени в Петербурге начнут работать сразу несколько специализирующихся на факторинге московских банков, а также европейские факторинговые компании.<BR><BR>В настоящее время лидером этого сегмента рынка, ежемесячный объем которого составляет около 200 млн рублей, является филиал "Северо-Западный" ОАО "ИБГ "НИКойл". Кроме него на рынке работают такие кредитно-финансовые учреждения, как ОАО "Промышленно-строительный банк", ОАО "Банк "Санкт-Петербург", ОАО "Санкт-Петербургский Инвестиционный Технохимбанк", ЗАО "Северо-Западный Телекомбанк", ЗАО "Петербургский социальный коммерческий банк". <BR><BR><B>Перспектива</B><BR><B>на перспективе</B><BR>"По итогам 2002 года объем проведенных ОАО "ИБГ "НИКойл" факторинговых операций в Петербурге составил более 1,5 млрд рублей. Причем объем факторинговых сделок в остальных филиалах по России вместе взятых сопоставим с Петербургом, -- говорит Сергей Шубаев, директор петербургского филиала ОАО АКБ "Автобанк", на базе которого в рамках слияния "НИКойла" с Автобанком с начала весны этого года проходит объединение бизнеса петербургских подразделений объединяющихся банковских структур. -- На начало марта текущего года ежемесячный объем факторинговых операций, производимых банком в Петербурге, превысил уже 160 млн рублей. Мы рассчитываем, что он и дальше будет расти, что позволит нам к концу года осуществить сделок на 3 млрд рублей".<BR>По оценке Сергея Шубаева, на начало апреля филиал "НИКойла" контролирует примерно 80% петербургского рынка факторинговых услуг. Остальные 20% поделены между петербургскими банками, работающими на этом рынке, и несколькими филиалами московских кредитных учреждений, предлагающими эту услугу как дополнительный сервис.<BR>"Этот год будет для нас последним спокойным годом с точки зрения отсутствия на рынке серьезных конкурентов, -- полагает Сергей Шубаев. -- Тенденция рынка совершенно ясна: с середины 2003 года нас ожидает резкий всплеск интереса со стороны клиентов к этой финансовой услуге. Определяющим фактором в этом является выход на петербургский рынок сразу нескольких крупных московских торговых сетей, таких, как METRO сash & сarry, "Патерсон", "Копейка", "Перекресток", "Седьмой континент". В своей работе такого рода компании в обязательном порядке требуют от поставщиков отсрочки платежа. Даже если поставленный товар продается за несколько дней, оплата за него производится через пару недель, а то и через месяц. Соответственно, у поставщиков возникают проблемы с оборотными средствами, оптимальным решением которых как раз и является факторинг. Разумеется, неизбежное увеличение спроса на него не сможет не заинтересовать наших конкурентов. Уже сейчас, по нашей информации, заинтересованность в выходе на петербургский рынок проявляют крупнейшие иностранные факторинговые компании, такие, как IFITALIA, Eurofactor, International Factors Belgium, Nordea, Unicredit Factoring. Не говоря уже о наших конкурентах в Москве, таких, как Пробизнесбанк, банки "ЦЕРИХ", "Диалог-Оптим", "Русский стандарт", Связь-банк. За ними на рынок подтянутся и крупные петербургские банки, несколько из которых уже обкатали этот вид услуг".<BR><BR><B>Без энтузиазма</B><BR>Петербургские банки, приступившие к работе на факторинговом рынке в прошлом году, не спешат пока как-либо комментировать результаты и перспективы развития своих программ.<BR>В ОАО "Промышленно-строительный банк", например, "ДП" сообщили, что в настоящее время специалисты банка, отвечающие за развитие факторинга, подводят первые итоги и готовят для руководства банка аналитический отчет о дальнейших перспективах этой услуги. Поэтому, по словам банкиров, каким-либо образом прокомментировать работу банка на этом направлении на момент написания материала не представляется возможным.<BR>Отказались огласить итоги развития факторинговой программы своего банка в прошлом году и дальнейшие планы по работе на этом бизнес-направлении и специалисты ОАО "Банк "Санкт-Петербург".<BR>"В настоящее время петербургские банки в основном предлагают факторинг как сопутствующую услугу, дополнительный сервис для своих клиентов, -- говорит Владимир Прибыткин, председатель совета ЗАО "Петербургский социальный коммерческий банк". -- Клиенты приходят, интересуются. Не отказывать же им, в самом деле? Но этот вид деятельности более рискован по сравнению с кредитованием, поэтому банки, имеющие избыточную ликвидность, предпочитают наращивать кредитный портфель, а не объемы факторинговых сделок. В нашем банке практически все расчеты по факторинговым сделкам мы осуществляем между своими клиентами".<BR><BR><B>Факториум</B><BR>Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что немедленно после поставки банк выплачивает продавцу товара в качестве досрочного платежа значительную часть суммы поставки. Размер досрочного платежа, как правило, составляет от 50% до 80% от суммы поставки.<BR>Остаток суммы, за вычетом комиссионных банка, выплачивается продавцу в день поступления денег от дебитора. Отсрочка платежа при реализации факторинговых схем может достигать 90 дней.<BR>Большая часть потребителей факторинговых услуг в Петербурге -- малые и средние компании с высокой оборачиваемостью средств и рентабельностью, как правило, не менее 5%. В их число попадают производители и поставщики продуктов питания и товаров повседневного спроса, поскольку такие товары наиболее ликвидны и их оборачиваемость не столь велика, как промышленных товаров.<BR>Одной из наиболее активно развивающихся областей применения факторинга является сфера услуг. В мире существует множество примеров успешного использования факторинга для целей роста компаний, специализирующихся на оказании телекоммуникационных, транспортных, полиграфических, туристических, рекламных и многих других видов услуг (в частности услуг, за оказание которых взимается абонентская плата).<BR>