00:0002 апреля 200300:00
968просмотров
00:0002 апреля 2003
Российский рынок стиральных машин с середины 1990-х годов развивается за счет предложений зарубежных производителей.
Российский рынок стиральных машин с середины 1990-х годов развивается за счет
предложений зарубежных производителей.
За это время российские заводы, специализирующиеся на выпуске стиральной
техники, не смогли создать конкурентоспособную отечественную модель. В ближайшие
годы предложения европейских и азиатских производителей усилятся.
Российские производители бытовой техники не могут удовлетворить потребности
рынка. По данным Госкомстата, в 2002 году в секторе стиральных машин спрос
превышал предложение в 2,5 раза. Тем не менее за счет продукции зарубежных
производителей рынок развивался с положительной динамикой.
С каждым годом петербуржцы покупают все больше стиральных машин. По данным
компании "МИК "Гортис", в 2002 году покупку стиральной техники совершило 5%
петербургских семей против 4,3% в 2001 году. В прошлом году жители Северной
столицы приобрели около 60-70 тысяч стиральных машин. При емкости петербургского
рынка бытовой техники приблизительно $200 млн сектор стиральных машин занимает
17%, то есть около $30 млн.
Жестяной барабан
Отечественные и зарубежные производители стиральных машин работают в разных
ценовых нишах, потому прямую конкуренцию друг другу не составляют. В России
выпускается два вида стиральных машин -- малогабаритные активаторного и
барабанного типа без центрифуги стоимостью $40-70 ("Малютка", "Фея", "Лилия",
"Салют", "Элита") и полуавтоматические активаторного типа с центрифугой по цене
$120-160 ("Сибирь", "Волна").
Около 80 российских заводов выпускают стиральные машины. Однако около половины
всей продукции на рынок поставляют пять крупнейших предприятий -- ФГУП имени
Я.М. Свердлова (Нижегородская обл.), Старооскольский завод автотранспортного
оборудования (Белгородская обл.), ПО "Воткинский завод" (Республика Удмуртия),
Омский завод стиральных машин и ПТФ "Веста" (Киров).
Основной объем производства приходится на малогабаритные машины. Их невысокая
стоимость и отсутствие зарубежных аналогов на рынке создают устойчивый спрос со
стороны студентов и молодых семей, не имеющих собственной квартиры.
Зарубежная техника, представленная в основном в секторе автоматических машин
барабанного типа с фронтальной и вертикальной загрузкой, рассчитана на семью со
средним и высоким доходом. Стоимость таких стиральных машин-автоматов составляет
$300-800.
Большая перемена
По оценкам экспертов, насыщенность российского рынка стиральными
машинами-автоматами не превышает отметки 60%. Наибольшим спросом этот тип машин
стал пользоваться с 2001 года. Именно в этом году многие семьи осознали
необходимость замены домашней техники. Дело в том, что основной пик покупок
стиральных машин пришелся на 1994-1995 годы, а срок службы этой техники
составляет 7-8 лет.
По мнению продавцов, спрос сместился в пользу более дорогих машин с большим
числом функций. Причиной смещения стало не только улучшение благосостояния
россиян, но и курс на кредитование населения, который взяли некоторые российские
банки.
Чистота -- залог здоровья
В 2002 году емкость петербургского рынка стиральных машин, по данным "МИК
"Гортис", увеличился в 1,3 раза по сравнению с 2001 годом, до $30 млн.
Российский рынок оценивается в $600 млн, или в 1,6 млн стиральных машин в год.
По данным компании IFR, лидерами по количеству выставленных в магазине товаров в
городах-миллионниках в ноябре 2002 года можно считать марки Zanussi, Indesit,
Ariston, Bosch, Candy и Beko. По потребительскому знанию марок как в Петербурге,
так и по России в целом лидировали Samsung, Bosch, Ariston, "Вятка", "Малютка" и
Indesit.
Советское значит
отличное?
Пионером среди зарубежных компаний еще на советском рынке стала итальянская
компания Merloni Elettrodomestici, в 1975 году наладившая выпуск стиральных
машин "Вятка-Автомат" на кировском заводе "Веста". Сейчас модельный ряд "Вяток"
пополнился модификациями "Вятка-Аленка", "Вятка-Мария" и "Вятка-Катюша".
Стоимость "Вяток" несколько ниже техники под зарубежными марками и составляет
$250-290.
В 2001 году Merloni Elettrodomestici приступила к строительству нового
предприятия по производству стиральных машин в Липецке, где находится завод
холодильников Stinol, приобретенный итальянской компанией в 2000 году.
О намерениях открыть производство в России также заявил ряд зарубежных компаний,
чья продукция хорошо представлена на отечественном рынке: Samsung, Electrolux и
Arcelik.
Шведский концерн Electrolux планирует построить завод по производству стиральных
машин в Петербурге мощностью 300 тысяч штук в год. Турецкая компания Arcelik
готова также обосноваться на Северо-Западе, поскольку в 2002 году на
петербургском Заводе бытовой техники была организована отверточная сборка
стиральных машин под принадлежащей компании маркой Beko. При мощности завода 120
тысяч стиральных машин в год объем производства Beko в 2002 году составил 5
тысяч штук.
В 2003 году на предприятиях оборонно-промышленного комплекса будет произведено
800-850 тысяч холодильников и морозильников (106,7-113,7% к оценке 2002 года),
790-820 тысяч стиральных машин (105,3-109,3%), 422-430 тысяч пылесосов
(105,6-107,5%).