Зарубежные стиральные машины заполняют пустоты российского рынка

Российский рынок стиральных машин с середины 1990-х годов развивается за счет предложений зарубежных производителей.

<BR><BR>Российский рынок стиральных машин с середины 1990-х годов развивается за счет предложений зарубежных производителей.<BR><BR>За это время российские заводы, специализирующиеся на выпуске стиральной техники, не смогли создать конкурентоспособную отечественную модель. В ближайшие годы предложения европейских и азиатских производителей усилятся.<BR>Российские производители бытовой техники не могут удовлетворить потребности рынка. По данным Госкомстата, в 2002 году в секторе стиральных машин спрос превышал предложение в 2,5 раза. Тем не менее за счет продукции зарубежных производителей рынок развивался с положительной динамикой.<BR>С каждым годом петербуржцы покупают все больше стиральных машин. По данным компании "МИК "Гортис", в 2002 году покупку стиральной техники совершило 5% петербургских семей против 4,3% в 2001 году. В прошлом году жители Северной столицы приобрели около 60-70 тысяч стиральных машин. При емкости петербургского рынка бытовой техники приблизительно $200 млн сектор стиральных машин занимает 17%, то есть около $30 млн.<BR><BR><B>Жестяной барабан</B><BR>Отечественные и зарубежные производители стиральных машин работают в разных ценовых нишах, потому прямую конкуренцию друг другу не составляют. В России выпускается два вида стиральных машин -- малогабаритные активаторного и барабанного типа без центрифуги стоимостью $40-70 ("Малютка", "Фея", "Лилия", "Салют", "Элита") и полуавтоматические активаторного типа с центрифугой по цене $120-160 ("Сибирь", "Волна").<BR>Около 80 российских заводов выпускают стиральные машины. Однако около половины всей продукции на рынок поставляют пять крупнейших предприятий -- ФГУП имени Я.М. Свердлова (Нижегородская обл.), Старооскольский завод автотранспортного оборудования (Белгородская обл.), ПО "Воткинский завод" (Республика Удмуртия), Омский завод стиральных машин и ПТФ "Веста" (Киров).<BR>Основной объем производства приходится на малогабаритные машины. Их невысокая стоимость и отсутствие зарубежных аналогов на рынке создают устойчивый спрос со стороны студентов и молодых семей, не имеющих собственной квартиры.<BR>Зарубежная техника, представленная в основном в секторе автоматических машин барабанного типа с фронтальной и вертикальной загрузкой, рассчитана на семью со средним и высоким доходом. Стоимость таких стиральных машин-автоматов составляет $300-800.<BR><BR><B>Большая перемена</B><BR>По оценкам экспертов, насыщенность российского рынка стиральными машинами-автоматами не превышает отметки 60%. Наибольшим спросом этот тип машин стал пользоваться с 2001 года. Именно в этом году многие семьи осознали необходимость замены домашней техники. Дело в том, что основной пик покупок стиральных машин пришелся на 1994-1995 годы, а срок службы этой техники составляет 7-8 лет.<BR>По мнению продавцов, спрос сместился в пользу более дорогих машин с большим числом функций. Причиной смещения стало не только улучшение благосостояния россиян, но и курс на кредитование населения, который взяли некоторые российские банки.<BR><BR><B>Чистота -- залог здоровья</B><BR>В 2002 году емкость петербургского рынка стиральных машин, по данным "МИК "Гортис", увеличился в 1,3 раза по сравнению с 2001 годом, до $30 млн. Российский рынок оценивается в $600 млн, или в 1,6 млн стиральных машин в год.<BR>По данным компании IFR, лидерами по количеству выставленных в магазине товаров в городах-миллионниках в ноябре 2002 года можно считать марки Zanussi, Indesit, Ariston, Bosch, Candy и Beko. По потребительскому знанию марок как в Петербурге, так и по России в целом лидировали Samsung, Bosch, Ariston, "Вятка", "Малютка" и Indesit.<BR><BR><B>Советское значит</B><BR>отличное?<BR>Пионером среди зарубежных компаний еще на советском рынке стала итальянская компания Merloni Elettrodomestici, в 1975 году наладившая выпуск стиральных машин "Вятка-Автомат" на кировском заводе "Веста". Сейчас модельный ряд "Вяток" пополнился модификациями "Вятка-Аленка", "Вятка-Мария" и "Вятка-Катюша". Стоимость "Вяток" несколько ниже техники под зарубежными марками и составляет $250-290.<BR>В 2001 году Merloni Elettrodomestici приступила к строительству нового предприятия по производству стиральных машин в Липецке, где находится завод холодильников Stinol, приобретенный итальянской компанией в 2000 году.<BR>О намерениях открыть производство в России также заявил ряд зарубежных компаний, чья продукция хорошо представлена на отечественном рынке: Samsung, Electrolux и Arcelik.<BR>Шведский концерн Electrolux планирует построить завод по производству стиральных машин в Петербурге мощностью 300 тысяч штук в год. Турецкая компания Arcelik готова также обосноваться на Северо-Западе, поскольку в 2002 году на петербургском Заводе бытовой техники была организована отверточная сборка стиральных машин под принадлежащей компании маркой Beko. При мощности завода 120 тысяч стиральных машин в год объем производства Beko в 2002 году составил 5 тысяч штук.<BR><BR><BR>В 2003 году на предприятиях оборонно-промышленного комплекса будет произведено 800-850 тысяч холодильников и морозильников (106,7-113,7% к оценке 2002 года), 790-820 тысяч стиральных машин (105,3-109,3%), 422-430 тысяч пылесосов (105,6-107,5%).