Евгений Бугаев: "Рост судоходства увеличит затраты...

В Петербурге в рамках Международного экологического форума "День Балтийского моря" прошел круглый стол "Морские порты и транспортировка нефти".

В Петербурге в рамках Международного экологического форума "День Балтийского моря" прошел круглый стол "Морские порты и транспортировка нефти".<BR><BR>Участвовавший в нем Евгений Бугаев, член совета директоров ОАО "Энергетическая Компания "Феникс Холдинг", считает, что главный вывод, который можно сделать по итогам навигации 2002 года, -- в Петербурге отсутствует комплексный подход к сбору и переработке нефтепродуктов, собранных с поверхности воды. Тогда как к 2010 году объем нефтеперевозок по Балтийскому морю возрастет в 3 раза. Строительство портов в Приморске, Усть-Луге, бухте Батарейная, Высоцке предполагает рост судоходства в Финском заливе в 2 раза. Таким образом, общий риск разливов нефти на Балтике увеличится дополнительно на 40%, а в районе Финского залива -- на 100%.<BR><BR>"Со стороны администрации Петербурга, ГУ "Морская администрация порта Санкт-Петребург", Северо-Западного регионального центра МЧС и руководителей профильных компаний должны быть приложены определенные усилия для координации действий в аварийных ситуациях в рамках единого плана и для проведения регулярных совместных учений.<BR>Возможной причиной отсутствия такого органа управления может быть финансовая нагрузка. Стоимость ликвидации аварии сильно колеблется в зависимости от погодных условий и величины разлива и составляет в среднем от 100.000 до нескольких миллионов рублей. С нашей точки зрения, ни в какой мере отсутствие средств на эти цели в бюджете города не должно быть препятствием в решении такого серьезного вопроса. На нашем опыте взаимодействия с Городской службой ликвидации аварийных разливов нефти (ГСЛАРН) можно привести в качестве положительного примера участие в ликвидации аварийных разливов и принятие на борт водо-топливных смесей для утилизации и очистки на безвозмездной основе.<BR>Процесс переработки нефтесодержащих вод интегрирован в производственную деятельность ОАО "ЭКО "Феникс Холдинг", его результатом является ликвидный продукт, который и компенсирует все расходы.<BR>Опыт ликвидации аварийных ситуаций в навигацию 2002 года (см. таблицу) показал, что порт "Санкт-Петербург" и ГСЛАРН вместе с другими организациями -- ГУП "Бассейновое аварийно-спасательное управление "Балтийские Буксиры", ЗАО "Портовый флот", ОАО "ЭКО "Феникс Холдинг" способны при правильной организации по планам ликвидации аварийных разливов нефти устранить разливы I, II, и III уровней. Важным фактором, способным предотвратить аварию, является наличие у судна двойного дна. С ростом грузооборота порта растет реальная угроза попадания в воду нефтепродуктов при аварии морских судов, на которых междудонные пространства используются для хранения запаса бункерного топлива.<BR>Как утверждает статистика, ежегодно происходят две-три крупные аварии, связанные именно с повреждением днища судна. В результате возникает угроза разлива нефтепродуктов, превышающих I и II уровни разлива.<BR>Накануне навигации 2003 года нашей компанией принято решение усилить службу ликвидации аварийных разливов. Уже сейчас для этой цели переоснащаются два судна, нефтеналивная баржа НБ-9 и буксир "Феникс-2" . Эти плавсредства имеют такую осадку и высоту на уровнем воды, которые позволяют им оперативно подходить к месту аварии, не дожидаясь разводки мостов.<BR>Важен также комплексный подход к процессу переработки.<BR>Нефтеотходы должны не уничтожаться и захораниваться, а перерабатываться до параметров кондиционного топлива и возвращаться в товарооборот. Тем самым достигается предотвращение вторичного загрязнения окружающей среды.<BR>Эта проблема не менее важна, чем проблема аварийных разливов. Мы имеем собственный очистной комплекс "Север", на котором с успехом уже более 7 лет осуществляем комплексную переработку нефтесодержащих отходов. Используемая при этом технология "Дуплет" запатентована и признана лауреатом конкурса "Сто лучших товаров России".<BR>На сегодняшний день мы уже в значительной степени обеспечиваем предотвращение эксплуатационных загрязнений нефтеотходами, утилизируя более 50% нефтесодержащих вод, образующихся на судах, судостроительных и судоремонтных заводах.<BR>Уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот является одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами. В настоящее время очень важным является развитие систем сбора нефтесодержащих вод и создание очистных сооружений и в самих в портах".<BR><BR><B>Аварийные ситуации навигации 2002 года, в ликвидации последствий которых принимал участие</B><BR>ОАО "ЭКО "Феникс Холдинг"<BR>v Август 2002 года -- теплоход "Каунас" затонул у Литейного моста (с акватории собрано 105 м3 водотопливной смеси).<BR>v Октябрь 2002 года -- авария нефтеналивной баржи "Гага" у причала ОАО "Северная верфь" (только за 1 сутки удалось собрать более 1000 тонн мазута с водой).<BR>v Ноябрь 2002 года -- повреждение топливного танка с судовым запасом топлива теплохода "Пасифик Оушен" -- удалось предупредить попадание в воду 756 м3 водотопливной смеси (в том числе 200 м3 мазута).<BR><BR><B>Ежегодные объемы перевозимой нефти</B><BR><B>и нефтепродуктов по отдельным направлениям</B><BR><B>в Финском заливе</B><BR>v На выходе из Приморска и до главного фарватера -- до 11-15 млн тонн.<BR>v На главном морском канале и до участка, где сходятся транспортные потоки от Петербурга и Приморска, -- 8-11 млн тонн.<BR>v По главному фарватеру, откуда нефтяные грузопотоки следуют в Балтийское море, -- 18-19 млн тонн в год.<BR>