00:0028 марта 200300:00
60просмотров
00:0028 марта 2003
Маленькое, почти незаметное газетное объявление гласило: "Продается действующий ломбард". И телефон -- мобильный, конечно. Я решил прицениться и позвонил к вечеру следующего дня. На том конце провода раздался удовлетворенный смешок: "Дык, спохватился -- п
<BR><BR>Маленькое, почти незаметное газетное объявление гласило: "Продается действующий ломбард". И телефон -- мобильный, конечно. Я решил прицениться и позвонил к вечеру следующего дня. На том конце провода раздался удовлетворенный смешок: "Дык, спохватился -- продано уже".<BR>Судьба ломбардного бизнеса становилась явно интересной.<BR><BR>Вагончик тронется...<BR>Обходить все петербургские ломбарды, откровенно говоря, замучаешься. По официальным данным, в городе действует 118 отделений, специализирующихся на конвертации натурального товара в деньги.<BR>Большинство ломбардов чем-то похожи на отделения Сбербанка, где рядом с несколькими окошечками стоят небольшие очереди. Однако возможны варианты. Исследуя рынок, корреспондент "ДП" набрел на видавший виды, облупленный и проржавевший "вагончик". О его ломбардном назначении свидетельствовала только соответствующая надпись, грубо намалеванная над скрипящей металлической дверью. На входе стоял дюжий мужик со стрижкой "под ежик", который пропускал внутрь вагончика строго по одному клиенту. Внутреннее убранство ломбарда было под стать внешнему: стены "украшали" ободранные газеты, к единственному окну была приварена решетка, а за изрезанным деревянным столом сидели два лица кавказской национальности.
<BR>На просьбу предъявить какие-либо лицензии и сертификаты "оценщики" ответили недоуменным взглядом и в не совсем цензурной форме предложили положить свою драгоценность на весы, очень похожие по виду на те, на которых на рынках взвешивают продукты. За золотую цепочку они предложили в 2 раза меньше, чем в других ломбардах. При этом отказ воспользоваться услугами вызвал такую бурю негодования, что выход на волю без каких-либо телесных повреждений показался почти чудом.<BR><BR>У ломбарда...<BR>Ломбарды традиционно считаются одним из самых информационно закрытых видов бизнеса в Петербурге. Это вовсе не значит, что там все плохо. Наоборот, с доходной частью у ломбардов все в порядке -- их общий оборот, по разным оценкам, составляет $1-1,5 млн в месяц и более.<BR>Маркетинговые преимущества ломбардов очевидны -- ни тебе справок, ни тебе поручительств, ни томительного ожидания. Предъявляешь паспорт, отдаешь вещь и через 6-10 минут можно уходить с наличными. При этом сумма, которая уходит в доход ломбарда, колеблется от 11 до 30% от размера выданного кредита. В среднем ломбарды обслуживают порядка 40-45 клиентов в день.<BR>С залогами за последнее десятилетие ситуация изменилась кардинально. Если в начале 90-х камеры хранения ломбардов были забиты всевозможным ширпотребом, начиная от подушек и заканчивая итальянскими ботинками, то сегодня примерно 85% всех залогов составляют изделия из золота и прочие драгоценности. Оставшиеся 15% поделили между собой бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура, стиральные машины, холодильники, хрусталь, фарфор, коллекционная посуда, дорогой спортинвентарь. Одежда же фактически исчезла как класс среди вещей для залога -- слишком нерентабельный товар.<BR>Порой в качестве залога предлагают и весьма экзотические вещи. Так, генеральный директор ОАО "Санкт-Петербургский городской ломбард" Николай Гвяздовский вспомнил, что один молодой человек хотел заложить коллекцию чучел зверей и птиц, которую собирали еще его дед и отец, всего около 15 штук: "Однако мы отклонили его предложение. Мы навели справки и выяснили, что в случае чего продать эту коллекцию будет крайне трудно. Впрочем, был у нас случай еще необычнее, когда одна женщина заложила старинный немецкий сервиз на 80 персон, причем в разные отделения, в разное время и не целиком, а по частям. А потом она заболела и не смогла вернуть деньги в срок. К счастью, мы тогда разобрались в ситуации и не стали продавать такое уникальное произведение по частям. Собрав сервиз вместе, мы подождали, пока женщина сможет скопить необходимую сумму, а потом даже доставили его к ней домой на своем транспорте".<BR><BR><B>"Дутое" золото</B><BR>В большинстве случаев люди, сдающие в ломбард свои вещи, стремятся выкупить их при первой возможности. Просроченные залоги обычно составляют от 8 до 15%.<BR>"Если процент невыкупленных вещей становится больше 20, то ломбард уже не имеет права так называться -- он превращается в обычное заведение по скупке вещей, и в таком случае администрации впору задуматься о своей процентной политике", -- уверена главный бухгалтер ломбарда "Визит" Светлана Артемьева.<BR>Кстати, настоящим ломбардам выгодно оценить залог высоко, так как проценты начисляются именно с выданной на руки клиенту суммы. Если же вещь оценена низко, то часто это прямой знак того, что ломбард "положил на нее глаз". Оценивают вещь, которую клиент желает оставить в качестве залога, прямо на месте. Драгоценность, стоящую несколько тысяч долларов, оценивают не только рядовые ювелиры, но даже и администрация ломбарда. Обмануть ломбарды пытаются регулярно, по словам Светланы Артемьевой, ежемесячно в ее ломбарде фиксируется по 2-3 подобных случая. Как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей, но проколы все же случаются. Так, по словам Николая Гвяздовского, однажды молодая оценщица его ломбарда погорела на "дутой" золотой цепи -- когда она принялась надпиливать ее, клиент устроил девушке такой эмоциональный прессинг, что оценщица сдалась и не стала проводить исследование дальше.<BR>Именно "дутые" золотые цепи, внутри которых находится не золото, а металл, -- самая популярная фальшивая драгоценность. Второе место в "поддельном" рейтинге занимают псевдомедальоны. Третью же позицию прочно оккупировали фальшивые бриллианты, с которыми проблем намного больше, чем с золотом. Обычно владельцы фальшивок выдают себя сами, когда видят, что их "драгоценность" начинают обрабатывать химией и даже надпиливать, они сначала проявляют недовольство, а когда видят, что оценщик усомнился в подлинности вещи, закатывают скандал: мол, что вы портите мне фамильную драгоценность, и под шумок пытаются скрыться. Ловят их редко, так как по закону клиент, пока не оформлена сделка, в любой момент имеет право забрать вещь назад.<BR><BR>"Кровопийцы"<BR>"Урожайный" сезон для ломбардов начинается примерно в середине марта, а заканчивается в конце сентября. В это время наплыв клиентов максимален и может доходить до 70-80 человек в день. А вот ноябрь и декабрь, наоборот, считаются мертвым сезоном -- в это время ломбарды уповают только на постоянных клиентов. По словам профи, количество клиентов напрямую зависит от общей экономической ситуации в стране. Если с экономикой все в порядке, то, как это ни странно, люди охотнее идут в ломбарды, зная, что у них вскоре будут деньги, чтобы выкупить залог. Во время же дефолтов для ломбардов наступают черные времена -- вещи практически никто не несет в них, так как неизвестно, что будет завтра.<BR>Несмотря на то что подавляющее большинство залогов -- драгметаллы, средний размер кредита -- всего 1000 рублей. Правда, бывают и исключения.<BR>"Как-то пришли к нам молодой человек и девушка, которым срочно нужна была очень крупная сумма -- порядка $15 тысяч, -- вспоминает Николай Гвяздовский. -- При этом в залог девушка хотела оставить свои драгоценности -- ее молодой человек крупно проигрался в казино, и ему срочно нужны были деньги, чтобы отдать долг. Мы ссудили молодым необходимую сумму, и наш расчет оказался верен -- пара выкупила свои украшения уже спустя 4 дня".<BR>За последние годы изменился и социальный портрет клиента ломбарда. Если раньше это были в основном пенсионеры, то сейчас их не более 30%. Остальные 70% -- это студенты, число которых растет год от года, жены военных и работники социальной сферы -- учителя, врачи, преподаватели. При этом женщины обращаются в ломбарды намного чаще мужчин -- из 100 клиентов "доходных домов" 75 -- представительницы прекрасного пола. Средний возраст клиентов -- 30-35 лет. Несмотря на все перемены, отношения ломбард-клиент по-прежнему трудно назвать идеальными. "Что и говорить, нередко приходится слышать в свой адрес гневное: "Кровопийцы! Воры! Ростовщики проклятые!", когда клиенты, скажем, не успевают вовремя выкупить свою вещь, -- говорит Николай Гвяздовский. -- Порой доходит и вовсе до абсурда: еще во времена СССР одна бабушка так не хотела верить, что мы возвращаем ей ее собственное кольцо, что с требованием вернуть "настоящую драгоценность" дошла до самого Брежнева. Самое любопытное, что переубедить ее смогла лишь собственная внучка, причем тогда, когда дело тянулось уже почти год, за который мы, кстати, не брали с нее процентов". (А.М.)