00:0027 марта 200300:00
66просмотров
00:0027 марта 2003
Котлован недостроенного многофункционального центра РАО "ВСМ" у Московского вокзала будет продан
<BR><BR><B>Котлован недостроенного многофункционального центра РАО "ВСМ" у Московского вокзала будет продан</B><BR>Администрация Петербурга начала искать инвестора для котлована у Московского вокзала, где РАО "ВСМ" должно было построить транспортно-коммерческий центр. Федеральное правительство оценило яму в $90 млн. Инвесторы говорят, что цена нереальна. Инициатива о продаже может иметь политическую подоплеку.<BR><BR>О том, что комплекс будет продан, вчера сообщил Александр Вахмистров, вице-губернатор, председатель Комитета по строительству администрации Петербурга. По его словам, продажей будет заниматься непосредственно федеральное Правительство, однако петербургские власти, со своей стороны, предлагают этот объект потенциальным инвесторам.<BR>Инвесторы прохладно отнеслись к идее покупки котлована. Однако чиновники так просто не сдадутся: яма у вокзала, от которого петербургские чиновники отправляются на повышение в столицу, может стать дополнительным козырем в руках либо Смольного, либо Кремля в предвыборной борьбе -- кто первый найдет на яму инвестора, тот и припишет себе разрешение многолетнего "вокзального конфуза".<BR>По сведениям "ДП", среди прочих адресов яма была предложена администрацией Петербурга мальтийской компании Corinthia (владеет отелем "Невский палас") для реализации проекта гостиничного строительства. Известно, что компания подыскивает новые адреса в Петербурге. В настоящее время инвестор рассматривает целесообразность реализации проекта на этой территории.<BR><BR><B>История котлована</B><BR>Проект строительства нового вокзального комплекса на Лиговском проспекте длится с 1996 года (см. "ДП", №47/96, www.dp.ru). Работы вело РАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ), образованное для реализации проекта железнодорожной пассажирской трассы Петербург -- Москва. В 1997 году депутаты одобрили проект строительства комплекса зданий РАО "ВСМ" на Лиговском проспекте (см. "ДП", №19/97, www.dp.ru). Проект "ВСМ" предполагал, что в комплекс помимо транспортного железнодорожного терминала войдут два отеля, торговые павильоны, бары, рестораны, бизнес-центр, комплекс служебных помещений, автостоянка и другие объекты.<BR>В 2001 году на этом месте были снесены здания, расчищена площадка и вырыт котлован, предназначенный для нулевого цикла нового вокзала. Для финансирования проекта РАО "ВСМ" получило кредит на сумму $200 млн от английских банков. Кредит был получен под гарантии Министерства финансов России. Условие кредитования -- выполнение функций генерального подрядчика английской фирмой Taylor Woodrow.<BR>За это время со стройкой, точнее, с ее отсутствием было связано множество скандалов. Так, депутаты петербургского Законодательного собрания пытались не допустить, чтобы долги повесили на городской бюджет. Суд так и не принял решение по этому делу.<BR>В конце 2002 года Минфин списал с РАО "ВСМ" задолженность перед федеральным бюджетом на сумму 2733,729 млн руб. за счет передачи в федеральную собственность незавершенного строительства транспортно-коммерческого центра (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2002 г. №912).<BR><BR><B>Затуманенное кольцо</B><BR>Несмотря на то что Минимуществу принадлежит 87,4% РАО "ВСМ", ясности в вопросе, кто вообще вправе распоряжаться этим объектом, по-прежнему нет. В Министерстве имущественных отношений РФ заявили, что решение о продаже может быть принято только территориальным управлением министерства по Петербургу и Ленобласти. "Территориальные управления подают нам свои предложения по объектам в регионах. В программе приватизации на 2003 год этого объекта нет, на 2004 год она только формируется", -- сказал Александр Паршуков, начальник отдела общественных связей Министерства имущественных отношений РФ. Они же, в свою очередь, заявили, что "полномочия по управлению федеральным имуществом переданы КУГИ". По словам Даниила Петрова, начальника арбитражного отдела КУГИ администрации Петербурга, в комитете ничего не известно о решении продать объект. Зато он сообщил, что, по его данным, осенью прошлого года незавершенное строительство транспортно-коммерческого центра было закреплено за московским федеральным государственным предприятием "ВПК-Инвест" (на праве хозяйственного ведения), и, соответственно, только оно может принимать решение о продаже с согласия Минимущества. "Действительно, мы просили, чтобы Министерство имущественных отношений РФ делегировало нам полномочия по управлению этим объектом, поскольку он нам ближе, но нам было отказано", -- отметил Даниил Петров (см. "ДП" №2/03, www.dp.ru).<BR>Ольга Брагина, начальник юридического отела "ВПК-Инвест", сообщила, что решение о продаже объекта может принимать только учредитель -- Министерство имущественных отношений РФ.<BR>Нереальная цена?<BR>Петербургские девелоперы коммерческой недвижимости с сомнением относятся к перспективам развития этой территории как коммерческой зоны. "По моим оценкам, это место абсолютно неинтересно для размещения торгового комплекса. Во-первых, Лиговский проспект -- непешеходная зона и достаточно узок для автомобильного транспорта. Близко нежилая застройка, а значит, нельзя рассчитывать на постоянных клиентов. Вокзалы же -- неинтересное место для крупных торговых комплексов", -- считает Игорь Рагулин, директор по маркетингу и продажам ООО "Макромир".<BR>"Для размещения коммерческих объектов интересны любые места близи Невского проспекта, но для принятия решения надо просчитывать экономическую целесообразность размещения того или иного объекта -- стоит ли платить эти $90 млн даже за такой участок. Здесь играют роль очень многие факторы", -- отметил Николай Князев, директор по развитию ООО "Стройкорпорация "Элис".<BR>Президент "Корпорации С" Василий Сопромадзе зявил: "Если кто-нибудь купит эту яму за $90 млн -- я уйду из этого бизнеса! Она не стоит таких денег! Мы просчитывали -- за $85 млн можно переоборудовать под торговый центр тюрьму "Кресты" (это вместе с переводом тюрьмы на другие площади, строительные работы и т.п.). А тут только за саму яму просят $90 млн -- проект никогда не окупится".<BR><BR>Не экономика,<BR><B>но политика</B><BR>Если покупатель на котлован все же найдется и вместо вокзала появятся гостиница или торговый комплекс, в первую очередь от этого пострадает транспортная инфраструктура Петербурга. Так, представители ОЖД заявили, что новый вокзальный комплекс был нужен не только для обслуживания высокоскоростной магистрали, но и в целом позволил бы улучшить ситуацию в этом районе с транспортными и пассажиропотоками.<BR>Не исключено, что решением этого вопроса занялись именно сейчас, поскольку в свете губернаторских выборов и меняющейся политической ситуации в Петербурге вопрос о том, кто именно найдет инвестора на участок и разрешит вопрос со скандальной ямой, имеет принципиальное значение.<BR>