В Петербурге по трубам тек "куриный бульон"...

В Петербурге по трубам тек "куриный бульон", а царь не платил за электричество

<BR><BR><B>В Петербурге по трубам тек "куриный бульон", а царь не платил за электричество</B><BR>Раньше было лучше -- самый распространенный и самый естественный взгляд на человеческую историю. Но петербургский ЖКХ неопровержимо доказывает, что ничего и никогда в этой жизни не меняется.<BR><BR>Так, еще накануне предыдущего круглого юбилея Петербург с гордостью носил почетное звание самой дорогой и самой нездоровой столицы Европы.<BR><BR><B>100 лет тому назад</B><BR>В начале XX века один только Париж, население которого в то время составляло 2,7 млн человек, тратил на свое жилищно-коммунальное хозяйство (тогда говорили "благоустройство") больше, чем все города Российской империи. Если бюджет парижского ЖКХ составлял 120 млн рублей в год, то всех городов России -- 118 млн рублей, а столичного Петербурга, численность жителей в котором достигала 1,7 млн человек, -- вообще всего 4 млн рублей. То есть в 30 раз меньше, чем в Париже.<BR>Недостаток бюджетных средств, естественно, не самым лучшим образом сказывался на городском хозяйстве. Прежде всего в Петербурге было чрезвычайно тесно. В городе было 13,5% незастроенных земель, в то время как в Вене -- 16%, в Мюнхене и Нью-Йорке -- по 33%, а в Стокгольме вообще 50%. Если переводить проценты в площади, то получится, что в Петербурге пустовало 552 тысячи квадратных саженей (то есть 4,55 км2) при средней цене в 10 рублей за сажень.<BR>При этом средняя годовая цена аренды городской земли в российской столице была почти в 4 раза выше, чем в Европе: если в Петербурге она составляла 60 рублей, то в Европе всего 16 рублей. В районе же Казанского собора арендные ставки выглядели вообще фантастически -- 3 тысячи рублей за квадратную сажень. После проводки трамвая в Гавань, Лесной и Полюстрово цены на землю и там выросли в 2,5-10 раз.<BR>Всего же в 1912-13 годах в городе насчитывалось 26 тысяч жилых домов, в которых было 255 тысяч квартир. Но из-за дороговизны 8 тысяч квартир пустовало. По скученности населения Петербург также уверенно занимал первое место в Европе. По разным оценкам, на одну квартиру приходилось 7,3-9,5 жителя, т.е. в 2 раза больше, чем в Лондоне, который считался самой "уплотненной" столицей Европы.<BR>Цены на жилье варьировались в зависимости от района, этажа, вида из окон, санудобств, но в среднем за 1-комнатную квартиру платили 155 рублей в год, 2-комнатную -- 249 рублей, 3-5-комнатную -- 441 рубль, а 6-10-комнатную -- 1109 рублей в год. При этом годовая прибыль домовладельцев могла доходить до 13%.<BR>Существовали и так называемые барские квартиры, за которые просили до 220 рублей в месяц. В некоторых случаях в эту цену входили услуги дворника (приносил дрова и выносил помойки) и полотера.<BR>Никакого ведомственного жилья для чиновников 100 лет назад не существовало: все они получали так называемые "квартирные" деньги. По статистике, на оплату квартиры и прочих услуг уходило до одной трети доходов.<BR><BR><B>Удобства</B><BR>Городской исполнительной власти в Петербурге принадлежали земля, некоторые городские здания и сооружения, водопровод, дороги, рельсовый транспорт, телефон, газоснабжение. Она же ведала утилизацией и вывозом мусора и отходов.<BR>Электричество находилось в руках частных компаний, "лампочки Ильича" были лишь в 20% квартир. Горячая вода была в считанном количестве новейших домов ЖСК, в которых функционировали внутридомовые котельные. Несмотря на почти полное отсутствие автомобилей, столичный воздух не был кристально чистым: петербургское небо ежедневно коптили десятки тысяч печей и каминов.<BR>Водопровод был далеко не во всех домах Петербурга. В 1912 году длина водопроводных магистралей составляла 658 км. По воспоминаниям потребителей, цвет воды "был как у куриного бульона". Но все-таки воды, хотя и грязной, было много. Душевое потребление воды в том же 1912 году составляло 145 литров на человека (включая расходы на пожаротушение и уличный полив), в Берлине -- 67 литров, Париже -- 104 литра, Лондоне -- 138 литров.<BR>При этом вода в Европе, да и в России, была дороже, чем в Петербурге: 1 кубометр стоил 4,8 копейки, в то время как в Париже -- 16 копеек, Берлинe -- 9, Москве -- 12, Саратове -- 15, Казани -- 17.<BR>Но экономить воду хотели уже тогда: первые разговоры об установке водомеров на входе в дома начались еще в 1892 году. 1 мая 1898 года Городская дума решила устанавливать их за счет города. Еще через 2 года, в середине апреля 1900 года, Николай II пожелал увидеть эту работу законченной в течение 5 лет.<BR>Прошло 100 лет, но указание не выполнено до сих пор.<BR>Впрочем, с газоснабжением было еще хуже. Газ получали из английского угля 10 сортов на двух городских коксогазовых заводах, главный из которых находился на Обводной канале.<BR>Цена на газ составляла 2 рубля 40 копеек за 1 тысячу кубических футов. Хотя Петербург потреблял 23% газа всей России, но в пересчете на душу населения этот показатель был в 5,6 раза меньше, чем в Европе.<BR><BR><B>Лампочки Ильича</B><BR>Электрическим освещением занимались три частные фирмы. Петербург потреблял 20% российского электричества, при цене 3,3 копейки за 1 кВт/ч (в Берлине -- 1,8 копейки), но электричества на частные нужды в нашем городе шло в 4,7 раза меньше, чем в Европе.<BR>Улицы города в 1913 году освещали 1844 электрических светильника (всего их, по данным статистики, было 15.996). Таким образом, один источник света приходился на 105 жителей.<BR>Должники по электричеству тоже были. К примеру, в 1909 году (с переходом недоимок на 1910-й) городу за освещение окружающих территорий остались должны Консерватория, Капелла, Государственный Совет (Мариинский дворец), Русский музей, Смольный институт, дворцы трех великих князей династии Романовых, а в Спасской части в списке должников под №1 значился "Дворец Его Императорского Величества".<BR><B>Грязи</B><BR>Канализация в городе в преддверии 200-летия полностью отсутствовала. Были просто стоки от заводов, фабрик, жилых домов в реки и каналы. Современное подобие канализации начали прокладывать уже при советской власти, в апреле 1925 года. Тогдашние дренажные трубы были деревянными, и "жидкость" просачивалась в почву.<BR>В итоге к 1911 году на государственном уровне положение с канализацией в столице империи было признано катастрофическим. Купаться в городе уже тогда запрещалось. После закрытия свалок в Гавани несколько десятилетий твердые бытовые отходы свозили на Глухоозерскую свалку, а фекалии -- на ассенизационное поле на Волковке. На реке Ждановке всю навигацию стояли специальные баржи для загрузки содержимого отхожих мест и транспортировки его к Лисьему Носу (там ЭТО вываливали в воду). Зимой бочки возили туда на санях. Сжигание твердых отходов началось только в 1907 году. Тогда ввели в строй первую станцию, а в 1912 году -- вторую на 27-й линии В.О.<BR><BR><B>Дорожный фонд</B><BR>Состояние дорожного покрытия в Петербурге со временем также не ухудшилось. Все и тогда было как полагается. В городе насчитывалось восемь типов дорожного покрытия. По официальным данным, в 1912 году 211 улиц были незамощенными, и в дождливую погоду врачи отказывались ездить туда на вызовы.<BR>На Петроградской стороне в этом списке были улицы Чапаева, Скороходова, Мира (здесь приведены современные названия). Так что срок службы таксомоторов в Петербурге был в 3 раза меньше, чем в Европе. По статистике, ежедневно происходил один провал транспортного средства под землю из-за размывов и 5-6 ДТП, хотя в Петербурге в 1913 году было всего 2841 частных автомобилей, 418 такси и 40 прокатных машин.<BR>