00:0020 марта 200300:00
157просмотров
00:0020 марта 2003
Ремесленная палата России подготовила законопроект о ремесленной деятельности, где прописываются все необходимые положения для легализации этого вида предпринимательства. Сейчас проект находится на рассмотрении в Государственной думе.
<BR><BR>Ремесленная палата России подготовила законопроект о ремесленной деятельности, где прописываются все необходимые положения для легализации этого вида предпринимательства. Сейчас проект находится на рассмотрении в Государственной думе.<BR><BR>Законопроект называет ремесленными те виды деятельности предпринимателей и предприятий, которые связаны с определенными ремесленными профессиями. Практически все эти профессии укладываются в три вида деятельности, существовавшие в России, -- это деятельность бытового обслуживания, частично местной промышленности и народных промыслов.<BR>В разработке документа непосредственное участие принимала Ремесленная палата Петербурга (РПП). Маргарита Фомина, начальник отраслевого объединения "Художественные промыслы и ремесла" РПП, рассказывает о проблемах ремесленников.<BR>-- В Ремесленную палату Петербурга входит более 300 мастеров и небольших предприятий, производящих сувенирную продукцию. Оценить емкость самого рынка достаточно трудно. Для этого потребуется подготовить реестр мастеров, чтобы потом иметь возможность подыскивать для них заказы. Принятие этого закона позволит сувенирному рынку выйти из серой зоны.<BR>В проекте впервые дано определение ремесленника -- это человек, который использует в работе большую долю ручного труда, имеет свое оборудование и либо входит в какое-то профессиональное объединение, либо имеет определенное свидетельство о своем специальном образовании.<BR><BR>-- Какие проблемы возникают в координационной работе палаты?<BR>-- Очень часто мастера не справляются с объемами заказов, поскольку работают на устаревшем оборудовании. На покупку же нового, как правило, у них средств нет, да и кредит получить очень сложно.<BR>Серьезная проблема для художников, использующих в своих работах заготовки, -- отсутствие хороших токарей и формовщиков. В результате подготовительные работы выполнять порой некому.<BR><BR>-- Сколько может заработать мастер в месяц?<BR>-- Мастер-индивидуал, выполняющий изделие достаточно высокого уровня, может заработать за одну вещь $500-600. Однако на ее изготовление у него уходит не меньше месяца. Мастер, работающий на предприятии, на потоке, получает 1/10 часть от стоимости изделия. Его зарплата составляет от 3 тысяч рублей в месяц.<BR>В свое время в ремесленники "перековалось" много инженеров, потерявших свою основную специальность, или военных -- после сокращения армии. Они хорошо знают технологию и ориентируются в рынке. Среди ремесленников также много женщин, которые сидят дома с детьми и занимаются надомным трудом. Заниматься этим делом выгодно -- продукция с символикой Петербурга среди туристов всегда пользуется большой популярностью. Правда, меня разочаровывает бедность выбираемых сюжетов: отраженные исторические события, памятники и знаменитые люди Петербурга одни и те же -- Петропавловка, Исаакиевский собор, храм Спаса на Крови, Казанский собор, решетка Летнего сада -- фактически это все. Если для сюжета выбирается какая-то знаменитость -- в лучшем случае это Петр I, Николай II или Александр Пушкин.<BR><BR>-- Какие сувениры пользуются в городе наибольшим спросом?<BR>-- Наиболее популярна роспись по фарфору -- кружки с видами Петербурга, тарелочки (их часто коллекционируют иностранцы); роспись по дереву; традиционно русская техника -- яйца с видами города; матрешки. Также пользуются спросом фигурки из бронзы -- это могут быть и миниатюрные памятники, и просто забавные фигурки. На прилавках можно увидеть изделия, выполненные не только в Петербурге, но и в Германии, Италии, Китае. Они недороги и высокого качества. Поставляют свою продукцию и другие города России. Их высокая конкурентоспособность объясняется меньшими затратами на изготовление -- в провинции и аренда ниже, и зарплата меньше.<BR>Ремесленная палата Петербурга старается выдвигать мастеров, занимающихся сувенирами в петербургских традициях, изделия которых изящны и отличаются высоким уровнем исполнения.<BR><BR>-- Как мастера могут реализовать свой товар?<BR>-- Мы участвуем в выставках и часто являемся их организаторами. Ежегодно проводится более 20 выставок для наших мастеров в Петербурге и Ленинградской области. Планируется участие в международных выставках. Сейчас обсуждается вопрос об участии в выставке во Франции, приуроченной к 300-летию Петербурга.<BR>Ежегодно проводятся две крупные общегородские выставки: в зале "Евразия" под названием "Сувениры, подарки, украшения" (ее организатор -- "Сивел"). Также участвуем в традиционных выставках в "Ленэкспо". Часто небольшими стендами ремесленники участвуют в специализированных выставках. Очень много по городу салонов -- как открытых, так и закрытых.<BR>Хочется отметить, что в любой выставке, как правило, принимают участие сами мастера, и каждый посетитель может с ними пообщаться, увидеть весь объем работ, сделать заказ. В любом же салоне или магазине подобная информация становится коммерческой тайной. Изделия становятся безликими, и имена талантливых художников и мастеров пропадают. Часто в салонах делают большие наценки на товар -- до 300%. Поэтому многим мастерам невыгодно сдавать туда свои изделия, так как из-за высоких цен изделия могут стоять на полках годами.<BR><BR>-- Чем вы занимаетесь сейчас?<BR>-- Мы активно работаем с ремесленными палатами Балтийского региона, Ганзейским парламентом. Обсуждаем основные вопросы, которые волнуют ремесленников во всех странах, -- это единое качество производимых товаров, создание единых европейских сертификатов для мастеров. Мы стремимся к тому, чтобы происходил обмен опытом наших ремесленников, организовывались стажировки за границу, открывались совместные предприятия.<BR><BR><BR><B>О палате</B><BR>Ремесленная палата России учреждена палатами различных городов после того, как в начале перестройки было уничтожено Министерство бытового обслуживания населения.<BR>Ремесленная палата Петербурга -- это некоммерческое партнерство. Создана в 1999 году по отраслевому принципу. В нее входят три отраслевых отделения -- местная промышленность, бытовое обслуживание населения и народные промыслы.<BR>Основная задача Ремесленной палаты -- это защита в органах власти интересов участников Ремесленной палаты, информационная поддержка мастеров и ремесленных предприятий, а также создание экономических и социальных условий для развития ремесленной деятельности. Входит в Ганзейский парламент, объединяющий ремесленные палаты Балтийского региона.<BR><BR><BR>Празднование 300-летия Петербурга скоро, а сувениров уже не хватает.<BR><BR>Это еще и оттого, что пока не подсчитать ни емкость рынка, ни число занятых на производстве сувениров людей. Тогда как, по информации РАТА, ежемесячный доход Венеции от продажи сувениров составляет $12 млн, а Гамбурга -- $5,8 млн.<BR>В Петербурге основной объем продаж сувениров идет на черном рынке, так как специализированных магазинов в городе лишь 20, а лотков -- около 200. Ежедневный доход одного магазина может составлять около $7 тысяч, а максимальный ежедневный доход с одного лотка не превышает $200. Развитие сети сувенирных магазинов, и прежде всего в исторической части города (у причалов круизных судов на Английской набережной, у Петропавловской крепости и т.д.), способствовало бы легализации продажи сувениров, содействовало бы их промышленному производству на предприятиях города и в конечном итоге способствовало увеличению вклада в экономику города.<BR><BR><B>Расклад</B><BR>Сергей Корнеев, вице-президент, председатель Северо-Западного регионального центра Российского союза предприятий туристической индустрии, уверен, что спрос на сувенирную продукцию абсолютно не удовлетворяется: "Мировой опыт говорит о том, что больше всего зарабатывается денег не на размещении туристов, а на дополнительных услугах, к которым относится и продажа сувенирной продукции.<BR>Например, в западном пятизвездном отеле 50% прибыли идет от сдачи номеров и 50% -- от работы ресторанов, продажи сувениров, сдачи в аренду конференц-залов. Приблизительно на сувениры и подарки тратится зачастую не меньше денег, чем на покупку путевки. Здесь он может потратить столько же, особенно это характерно для японцев. Они считаются самыми выгодными туристами. Дело в том, что у них существует традиция обязательно покупать сувениры и подарки сослуживцам, начальнику цеха, начальнику отдела кадров и так далее. Есть данные, что японцы тратят на одни подарки в среднем около $500. Но у нас эти деньги фактически проходят мимо из-за неразвитости сувенирного рынка".<BR><BR><B>Нет базы</B><BR>За рубежом музеи очень много зарабатывают на репликах (копиях с экспонатов). В России этого нет. Связано это с тем, что отечественные музеи не имеют свободных средств, чтобы вложиться в начальное изготовление таких сувениров.<BR>На лотках в Петербурге половина продаваемых сувениров производится за границей.<BR>"В свое время мне очень понравился сувенир, который продавали на пляже Петропавловки, -- говорит Сергей Корнеев, -- назывался он "петербургская минута".<BR>Это была стеклянная колбочка в деревянной рамочке с гербом Петербурга, а смысл заключался в том, что в колбу насыпается песок в течение минуты, после чего она запаивается, и делается гравировка "Турист Майкл -- 16.01 -- Санкт-Петербург 2000 год". Это было для туриста материальным подтверждением времени, которое он провел в нашем городе. Но такое производство было достаточно дорогим, и предприниматели не смогли поставить его на поток. А жаль".<BR>