00:0017 марта 200300:00
54просмотров
00:0017 марта 2003
Сегодня Гатчинский район обладает наиболее развитой транспортной инфраструктурой в Ленинградской области. Однако отсутствие необходимой инженерии заставляет инвесторов искать другие места для вложения своего капитала. Администрация района ищет способы по
<BR><BR>Сегодня Гатчинский район обладает наиболее развитой транспортной инфраструктурой в Ленинградской области. Однако отсутствие необходимой инженерии заставляет инвесторов искать другие места для вложения своего капитала. Администрация района ищет способы по привлечению инвестиций в прокладку газовых, электрических и водопроводных сетей.<BR><BR>Несомненным преимуществом района является близость к Петербургу и крупным магистралям федерального значения, хорошо развита транспортная сеть. Сегодня для многих инвесторов месторасположение является определяющим критерием при размещении производства.<BR>Отдельную ставку район делает на расширение федеральной трассы Петербург -- Псков.<BR><BR><B>Инвесторы теряют на сетях</B><BR>По мнению руководства МО, одно из основных препятствий, мешающих приходу крупных инвесторов, -- плохое состояние или полное отсутствие необходимых инженерных сетей. По словам первого заместителя главы муниципального образования "Гатчинский район" Александра Калугина, такие крупные иностранные инвесторы, как Ford и Caterpillar, первоначально присматривались именно к Гатчинскому району. Но, посчитав затраты на строительство инженерной инфраструктуры, предпочли более "благоустроенные" территории Всеволожского и Тосненского районов соответственно. "Затраты на строительство инженерии могут составлять до 50% стоимости самого проекта. Даже крупные предприятия не могут себе такого позволить, не говоря уже о мелком и среднем бизнесе", -- говорит Александр Калугин.<BR>Проблема инженерной оснащенности территорий привела к тому, что сегодня руководство муниципального образования всерьез задумалось о необходимости развития отдельных коммунально-складских зон. Совместно с ОАО "Проектный институт №1" администрация разработала концепцию их развития. Но эти территории сегодня также не имеют достаточной инженерной инфраструктуры.<BR><BR><B>Отрезанный ломоть</B><BR>Согласно разрабатываемой концепции, в районе предполагается развитие трех новых промышленных зон. Как правило, все инвесторы стараются разместить свое производство ближе к транспортным артериям, поэтому они расположены у трасс на Псков и Таллин в северной части района ближе к Петербургу. Разрабатываются три новые промзоны: на въезде со стороны Петербурга от поселка Дони до Верево (коммунально-складская зона "Дони-Верево"), по объездной дороге вокруг Гатчины (коммунально-складская зона "Торфяное-Пригородный"), поселка Войсковицы по дороге на Таллин. Развивается также зона у Бетонной дороги -- ранее засекреченная военная кольцевая трасса от дамбы до Кировска (от Финского залива до Невы).<BR>Серьезной потерей для экономики района Александр Калугин считает отделение города Коммунар в отдельное муниципальное образование. Существующая там промзона была фактически единственной в районе. Активно развивается сельское хозяйство, но это, скорее, мешает расширению промышленных зон (из-за режимов защитных зон сельскохозяйственных угодий, которые очень тяжело переводить в промышленные).<BR><B>Интереса нет</B><BR>В вопросе финансирования работ по созданию промышленных зон администрация Гатчинского района в основном рассчитывает на поддержку областного правительства. Так, недавно было объявлено, что в дальнейшем Ленобласть за счет своих средств будет проводить конкурсы среди девелоперских компаний на право развития ряда территорий (см. "ДП", №29/03, www.dp.ru). На территории Ленобласти выбрано 14 зон, по которым будет проводиться конкурс, такие зоны есть и в Гатчинском районе.<BR>Частная компания-победитель за собственные средства будет готовить территорию, а затем уже продавать участки непосредственным инвесторам -- промышленным предприятиям. Разработкой проектов этих зон по заданию правительства Ленобласти будет также заниматься Проектный институт №1.<BR>Александр Калугин положительно оценивает эту инициативу, однако сомневается в спросе со стороны девелоперов: "Инвесторы, желающие открыть свои производства, есть. Мы не видим интереса как раз со стороны компаний, готовых развивать инженерию".<BR><BR><B>Монополисты</B><BR>В части инженерной подготовки территорий основные проблемы связаны с электричеством и газоснабжением. Например, "Ленэнерго" требует, чтобы частные компании вложились в их сети, реконструкцию подстанций и еще заплатили большие средства за оказание услуг по присоединению. В этих условиях для инвесторов многие проекты становятся абсолютно нерентабельными. Сейчас администрация района обратилась к энергетической комиссии Ленобласти с просьбой включить реконструкцию подстанций в инвестиционную составляющую тарифа.<BR>Газа также не хватает, однако в этой сфере появились новые проекты. Так, начинает строиться газопровод в сторону поселков Вырицы, Войсковицы, Сяськелево, Жабино. Администрация надеется, что это будет способствовать более активному развитию этих территорий. Сегодня здесь располагается войсковицкий Завод железобетонных изделий №1, на базе которого компания "ТЕХНОСПЕЦСТАЛЬ-ИНЖИНИРИНГ" намерена организовать производство стеклотары (см. "ДП", №42/03, www.dp.ru), а также ряд малых предприятий, среди которых наиболее активно развиваются ООО "Форестер", ЗАО "Деревообработка", компания "СТД плюс". Фактически промзона уже сложилась, но газоснабжение должно дать стимул для прихода новых инвесторов. На территории района расположен один из крупнейших стекольных заводов -- ФГУП "Дружная Горка", мясоперерабатывающий комбинат "Лукуллус", СП "Красс" (газопламенная продукция), Завод по выпуску металлических изделий.<BR><BR><B>Малый бизнес не хочет расти</B><BR>В связи с отсутствием крупных инвесторов и условий для их появления сегодня район делает ставку на развитие малого и среднего бизнеса, пытаясь растить крупные предприятия из "своих". "В Тосненском районе Caterpillar покрывает 99% бюджета, поэтому остальными они практически не занимаются. К сожалению, у нас крупных компаний нет. Более того, нам известно, что многие предприятия в районе специально разбиваются (юридически) на ряд мелких, что значительно уменьшает налоговую базу", -- говорит Александр Калугин. Тем не менее малый бизнес сегодня дает основной вклад в экономику района, поэтому администрация продолжает заниматься проблемами небольших предприятий. Они приносят бюджету района около 25% прибыли, тогда как предприятия сельского хозяйства и крупные промышленники -- только 15%.<BR>Тем не менее на территории Гатчинского района в настоящее время реализуется ряд крупных инвестпроектов. Среди них проект ООО "Ленбиоком" по строительству завода по производству одноразовой посуды и твердой пластиковой упаковки (инвестиции -- $13 млн), ООО "Форестер" собирается вложить около $1,5 млн в производство топливных гранул, ООО "Сидак СП" и ООО "Мебельная фабрика "СТД плюс" существенно увеличивают объемы деревообработки. Кроме того, ряд иностранных инвесторов присматривается к Гатчинскому району с целью разместить здесь свои производства: компания Mayr Melnhof -- картонная упаковка, LORENZI GROUP -- производство бытовых электронагревателей, германская фирма "Хоста" -- производство шоколадной массы. Если все они выберут Гатчинский район, общий объем инвестиций составит около $68 млн.<BR><B>Справка</B><BR>Население района насчитывает 114 тысяч человек. Расстояние до Петербурга -- 46 км. Основными отраслями являются деревообработка, мебельное производство, сфера картонной упаковки и различных картонных профилей и частично пищепереработка. Всего в районе около 1800 предприятий.