00:0014 марта 200300:00
10просмотров
00:0014 марта 2003
2003 год породил большую "юбилейную лихорадку". Кроме Петербурга, масштаб торжеств в котором становится просто пугающим, в нынешнем году намерен отметить свое 1100-летие Псков, 300-летие -- Петрозаводск, в Выборге предполагаются празднования по случаю 600
<BR><BR>2003 год породил большую "юбилейную лихорадку". Кроме Петербурга, масштаб торжеств в котором становится просто пугающим, в нынешнем году намерен отметить свое 1100-летие Псков, 300-летие -- Петрозаводск, в Выборге предполагаются празднования по случаю 600-летия присвоения ему статуса города, а Старой Ладоге придумали 1250-летний юбилей.<BR><BR>"Придумали" -- не совсем точное слово, поскольку возраст города определен дендрохронологическим методом: по годовым кольцам самого старого бревна, найденного на раскопках. Это, в общем-то, не совсем корректно -- днем рождения населенного пункта принято считать дату его первого упоминания в исторических документах. Тем не менее староладожское дерево оказалось весьма кстати срублено в 753 году, и ученые обрадовались возможности привлечь внимание к селу в Волховском районе, до сих пор интересовавшему лишь археологов да историков. Юбилей Старой Ладоги -- "первой столицы Древней Руси" был включен в список "федеральных" праздников, и подготовке к нему посвящен специальный указ Президента РФ. Благодаря этому ученые получили денег чуть больше обычного, и в нынешнем году подвели итог почти 200-летнему изучению Старой Ладоги. Самое интересное представлено на недавно открывшейся выставке в Эрмитаже. А с завтрашнего дня на 5-м канале начнется сериал "Тайны древней столицы".<BR><BR><B>Первый интернационал</B><BR>Первое, что приходит в голову при посещении эрмитажной выставки, -- не такой уж глухой была стена, в которой прорубал "окно в Европу" Петр I. Задолго до возникновения Петербурга на северо-западных границах Руси процветали города, в полной мере отвечавшие этому определению. Богатые, с диверсифицированным бизнесом, развитой инфраструктурой, многонациональные и даже столичные.<BR>В Ладоге (тогда еще не "Старой") мирно сосуществовали и сотрудничали представители разных племен и культур. Исследования показали, что в городе жили представители коренных финских племен Южного Приладожья, выходцы с юга -- "лица славянской национальности", скандинавские колонисты. Это был крупнейший порт Северо-Западной Руси -- с одной стороны, через Ладожское озеро и Неву лежала дорога на Балтику, с другой -- вверх по Волхову к Черному и Каспийскому морям.<BR>"В соответствии с местоположением, структурой и устройством Ладоги ее экономика была ориентирована на внешние связи, транспортировку грузов, посредническую и местную торговлю, выработку находивших сбыт ювелирных и бытовых вещей, -- рассказывает руководитель Староладожской экспедиции Института истории материальной культуры РАН Анатолий Кирпичников. -- Ладогу с полным правом можно причислить к одному из влиятельных центров интегрированного европейского мира с его интернациональными торговыми связями, обменом культурными, экономическими и техническими ценностями, растущим общением разных народов".<BR><BR><B>Стеклянная валюта</B><BR>Жители Ладоги, как и большинства средневековых городов, во многом сохраняли "сельскохозяйственный" уклад жизни. Но основными персонажами в городе были купец и воин, очень часто -- в одном лице. В Ладоге встречались несколько товарных потоков. Из Западной Европы и Скандинавии везли железные и медные изделия. Финские племена, ареал обитания которых распространялся от Ботнического залива до Урала, поставляли пушнину, которую купцы выгодно перепродавали на рынках Волжской Булгарии и Хазарского каганата. Навстречу с Востока шел поток серебра.<BR>Арабские дирхемы были тогда одной из основных денежных единиц Северной и Восточной Европы. Впрочем, монеты ценились только на вес. Поэтому их часто обрезали, рубили на части и т.д. Каждый торговый, да и просто состоятельный человек поэтому носил с собой складные весы с набором гирек.<BR>Охотничьи племена ценности серебра не признавали, у них была своя "валюта" -- бусы из цветного стекла, янтаря, сердолика и горного хрусталя. Такие бусы поступали из Средней Азии и Византии, а со временем ладожские мастера стали изготавливать их на месте. "Самое лучшее из украшений у них -- это зеленые бусы из той керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают, как ожерелья, для своих жен", -- писал арабский путешественник Ибн-Фадлан, встречавшийся с купцами-русами в X веке.<BR><BR><B>Большой дом</B><BR>Город приспосабливался к интересам своих главных кормильцев -- торговых гостей. Археологи раскопали в Старой Ладоге остатки т.н. "большого дома". Двухэтажный, примерно 10 на 17 метров в длину и ширину, дом среди обычных в те времена полуземлянок должен был смотреться настоящим небоскребом. Такие "бизнес-центры" совмещали функции и гостиниц, и развлекательных заведений. "...И собирается их (купцов) в одном таком доме 10 и 20, -- меньше и больше, и у каждого (из них) скамья, на которой он сидит, и с ним (сидят) девушки -- восторг для купцов", -- ностальгически вспоминает Ибн-Фадлан.<BR>Бурная торговля стимулировала развитие ремесел. Куда выгодней было производить товары на месте, чем везти их из-за тридевяти земель. Судя по набору инструментов из Старой Ладоги, датируемых 750-760 годами, местный мастер мог выполнить любую работу: от ковки ножа до ремонта корабля. Кроме кузнечного дела были развиты литейное производство, резьба из кости, рога и дерева. Скандинавские, финские и славянские традиции в Старой Ладоге сочетались, оказывая друг на друга взаимное влияние. Так, в Ладогу была привнесена технология изготовления посуды на гончарном круге. Местные мастера освоили производство наборных роговых гребней, которые первоначально привозились германскими купцами. Большое значение имел судоремонт. В Ладоге купцы вынуждены были перегружаться из крупных морских судов в маленькие речные (иначе им было не пройти вверх через волховские пороги).<BR><BR><B>Без границ</B><BR>Общественно-политическое устройство на северо-востоке Европы в те годы было совершенно непохожим на нынешнее. Государств как таковых не существовало, племена и народности продолжали мигрировать, границ не было -- лишь сферы экономического влияния. Ученые говорят о наличии в раннем Средневековье циркумбалтийской общности -- интернационального культурно-экономического пространства вокруг Балтийского моря. Постепенно в этом пространстве формировались торгово-транспортные узлы, подобные Ладоге. И в Древней Руси становление государства началось именно с таких городов. В таких условиях этническая и религиозная принадлежность почти не имели значения. Важнее были личные и деловые качества человека.<BR>Поэтому купец вынужден был заботиться о своем бизнес-образовании. "Когда же ты прибыл в торговое место или куда-либо еще, ты должен выказать себя благовоспитанным и приятным человеком, чтобы завоевать всеобщее расположение. Надобно тщательно изучать обычаи тех мест, где ведешь торговлю. В особенности важно хорошо знать торговое право. Для того чтобы преуспеть в коммерции, купец должен владеть языками. Не пропускай ни одного дня без того, чтобы не узнать что-нибудь полезное для себя... И если ты действительно желаешь прослыть мудрым, то ты должен постоянно учиться", -- говорится в норвежском наставлении "Королевское зерцало".<BR><BR><B>Успокой</B><BR>Нелишним было также и заручиться милостью богов. Тем более что тогда походный набор идолов можно было возить с собой. "И как только приезжают их корабли к... пристани, каждый из них выходит и несет с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набид, пока не подойдет к высокой воткнутой деревяшке, у которой имеется лицо, похожее на лицо человека, а вокруг нее из куска дерева маленькие изображения. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом он говорит ему: "О, мой господин, я приехал из отдаленной страны и со мною девушек столько-то голов и соболей столько-то шкур", пока не упомянет всего, что он привез с собою из числа своих товаров. "И я пришел к тебе с этим даром", -- при этом он оставляет то, что было с ним, перед этой деревяшкой. "И вот я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца с многочисленными динарами и дирхемами и чтобы он купил у меня, как я пожелаю, и не прекословил бы мне в том, что я скажу", -- свидетельствует Ибн-Фадлан.<BR>Впрочем, если судьба была благосклонна к коммерсанту и он не утонул в море, не был ограблен разбойниками или местными властями, не пал жертвой туземцев или какой-нибудь заморской болезни, то авторитеты советовали ему поискать более спокойных источников дохода. "Когда ты увидишь, что в результате торговых поездок твое богатство действительно сильно увеличилось, то две трети капитала лучше всего из дела забрать и вложить в хорошее земельное владение, ибо такой род имущества кажется наиболее обеспеченным как для самого собственника, так и для его потомков", -- советует "Королевское зерцало".<BR>