00:0013 марта 200300:00
81просмотров
00:0013 марта 2003
Начавшиеся в 2002 году изменения на российском рынке бутилированной воды, связанные с появлением новых игроков, в 2003 году продолжаются.
<BR><BR>Начавшиеся в 2002 году изменения на российском рынке бутилированной воды, связанные с появлением новых игроков, в 2003 году продолжаются.<BR><BR>К концу года слияние водных компаний будет продолжаться, причем ведущую роль будут играть транснациональные корпорации.<BR>Российский рынок бутилированной питьевой и минеральной воды -- самый растущий из FMCG (fast-moving consumer goods -- хорошо продаваемые потребительские товары). Ежегодно он увеличивается в среднем на 30%. Такая динамика связана с модой на здоровый образ жизни и, как следствие, с переходом на потребление чистой воды.<BR>В 2002 году емкость рынка составила около 2 млрд л, тогда как в 2001 году -- 1,5 млрд л. Подобный рост рынка, по мнению производителей воды, сохранится несколько лет, что позволит российскому рынку стать крупнейшим в Восточной Европе.<BR>Российский рынок бутилированной воды, появившийся в начале 1990-х, развивался одновременно в двух направлениях -- производство воды (добывание из скважин или многоступенчатая очистка) и ее доставка потребителю. До второй половины 2002 года на российском рынке лидировали компании с западным капиталом: "Святой Источник" и "Чистая вода" -- в секторе воды, фасованной в бутыли 19 л и 11 л, и в секторе доставки; Coca-Cola (вода "Бон Аква") и PepsiCo (вода "Аква Минерале") -- в секторе воды, розлитой в бутылки 0,5-2,0 л.<BR><BR><B>Механизмы рынка</B><BR><B>в действии</B><BR>Со второй половины 2002 года на российском рынке бутилированной воды начались процессы слияния активных игроков и перераспределения долей. Так, компания Nestle Waters Group, входящая в корпорацию Nestle, в июле приобрела "Святой Источник", автоматически получив 17% российского рынка производства бутилированной воды и 25% рынка доставки воды в офисы и дома. Причем предложения, поступившие от Danone, Coca-Cola Company и Wimm-Bill- Dann, руководство "Святого Источника" не устроили.<BR>Свое наступление Nestle Waters Group продолжила в феврале 2003 года, купив еще одну российскую компанию -- "Чистая вода" (годовой оборот -- 15 млн евро), специализирующуюся на поставках бутилированной воды в офисы и дома. Ее доля в секторе доставки составляет 40%. Приобретение двух ведущих компаний позволило Nestle Waters занять две трети российского рынка доставки воды на дом и в офисы (см. врезку).<BR>Свои попытки выйти на рынок питьевой воды не оставляет и компания Wimm-Bill-Dann (WBD), основная деятельность которой -- производство молочных продуктов и соков. Строительство завода по розливу бутилированной воды должно было завершиться в конце лета 2002 года. Как сообщили в пресс-службе WBD, его запуск перенесен и состоится в этом году. Мощность завода позволит выпускать 12 тыс. л воды в час в упаковке 0,5 л и 1,5 л, что составит около 5% общероссийского рынка бутилированной воды.<BR><BR><B>Здоровье</B><BR><B>без минерализации</B><BR>Основные продажи на рынке приходятся на питьевые и минеральные воды, фасованные в бутылки 0,5-2,0 л. Если на долю продаж воды в таре по 19 л и 11 л приходится около 12% общего объема продаж, то на воду в меньшей упаковке -- остальные 88%.<BR>Среди производителей минеральных вод на российском рынке ведущие места принадлежат также западным игрокам. До 2001 года лидирующую позицию занимала марка "Боржоми". Лицензионное разрешение на выпуск воды под этой маркой до 2007 года имеет грузино-ирландская компания Georgian Glass & Mineral Water. Смена лидеров в секторе минеральной воды произошла в 2002 году и стала следствием агрессивной рекламной кампании, проводимой PepsiCo. Таким образом, потребительское предпочтение, переместившись с "Боржоми" на "Аква Минерале", отразило готовность рынка перейти с лечебной минеральной воды на столовую (см. табл.).<BR><B>Тара формирует рынок</B><BR>Основной доход компаний, работающих на рынке бутилированной питьевой воды, расфасованной в большие емкости, приходится на сектор работы с юридическими лицами. Увеличение объемов продаж воды корпоративным потребителям, по словам представителей торгующих фирм, на 70% зависит от привлечения новых клиентов, а также за счет увеличения объемов закупок постоянными клиентами.<BR>Кроме того, производители воды все больше ориентируются на работу с частными потребителями. В одних компаниях соотношение частных и корпоративных клиентов держится на уровне 50:50, в других -- перевес на стороне корпоративных. По мнению игроков рынка, сектор частных потребителей перспективный, но работа в нем осложнена еще не отлаженным сервисом. Тем не менее многие компании для расширения частной клиентской базы отменили залоговую стоимость за используемую тару (около $6 за бутыль). Тогда как год назад залоговая стоимость еще взималась. Привлечение частных потребителей способно резко увеличить объемы продаж бутилированной воды в больших емкостях.<BR>По динамике развития показателен московский рынок, рост которого опережает общероссийский в 1,5 раза. В 2001 году спрос на столичном рынке бутилированной воды в емкостях 19 л и 11 л увеличился на 55%, в 2002 году -- на 40%.<BR><BR><B>Воды Петербурга</B><BR>В Петербурге работает около 20 компаний, производящих воду и фасующих ее в бутыли 19 л. Петербургские производители работают в среднем и низком ценовом сегментах ($3-5 за бутыль 19 л). Высокоценовой сегмент ($6-10 за бутыль 19 л) занимает продукция компаний "Чистая вода" и "Святой Источник", а также зарубежные марки. В Петербурге на их долю приходится 5-10% объема продаж в месяц.<BR>По оценкам участников петербургского рынка, основные продажи приходятся на воду под марками "Оазис" (ООО "НПФ "Гидротехнология"), "Даймонд" (ООО "Мир напитков"), "Аквалайн" (компания "Аквалайн"), "Росинка" (ЗАО "Полюстрово").<BR><BR>Nestle Waters Group принадлежат компании по производству бутилированной воды Vittel и Perrier. Объем продаж Nestle Waters в 2001 году достиг $5 млрд и позволил компании занять 16% мирового рынка.<BR>Кроме приобретения "Святого Источника" и "Чистой воды" Nestle Waters в феврале 2003 года стала собственником крупной британской компании Powwow (годовой оборот $120 млн). Ее покупка автоматически открыла перед Nestle Waters Group рынки Великобритании, Германии, Дании, Нидерландов, Италии, Португалии и Франции, на которых работала Powwow.<BR>В переделе мирового рынка бутилированной воды в 2002 году также приняла участие компания Danone, купившая канадскую фирму Sparkling Spring Water Holdings Ltd, специализирующуюся на доставке воды в офисы.<BR><BR>Компании, торгующие водой, кроме основного продукта предоставляют необходимые устройства для розлива воды из бутылей 19 л и 11 л-- кулеры, диспенсеры и помпы. Кулеры способны нагревать и охлаждать воду. При стоимости $150-300 годовая аренда кулера в зависимости от модели обходится в $70-150.<BR><BR>Россия занимает лидирующее положение по разведанным запасам минеральных вод. Количество зарегистрированных в стране минеральных вод превышает 700 наименований, в том числе более 100 на Северном Кавказе.<BR>Ведущие марки кавказских минеральных вод -- "Боржоми", "Ессентуки" и "Нарзан". Промышленным розливом минеральных вод в курортном регионе "Кавказские минеральные воды" занимаются 38 предприятий и специализированных цехов.<BR>"Ессентуки" розливают: ООО "Альтаир", ООО "Кавказские минеральные воды", ООО "Кавминводы курорт розлив", ОАО "Ессентукинский комбинат минеральных вод", ООО "Октябрь" и завод минеральных вод "Горячеводск". "Нарзан" -- ОАО "Нарзан" и ООО "Кавказские минеральные воды".<BR><BR>Если с тарой небольшой емкости проблем нет, то с бутылями емкостью 19 л и 11 л существуют. В их производстве используется поликарбонат, который в России не выпускают. Тем не менее на привозном сырье работают два российских предприятия: ООО "Живая вода-СПН" (Москва) и российское подразделение нидерландской компании Van Leer (Вологда). Их суммарная мощность позволяет ежегодно выпускать около 1 млн бутылей. Потребности водных компаний Северо-Запада составляют 150 тыс. бутылей 19 л в месяц. Из-за интенсивного оборота тары ежегодно заменяется до 10% находящихся в обороте бутылей. Предприятия Северо-Запада ежегодно закупают около 75 тыс. бутылей у Van Leer и около 32 тыс. -- у "Живой воды". Тара закупается также в Австрии, Израиле и Польше.<BR><BR><B>ГОСТ на воду</B><BR>С января 2003 года вступила в действие измененная редакция ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", в которой в отдельную группу выделена "Вода питьевая, фасованная (бутилированная)". До этого существовали единые нормы для питьевой воды как из-под крана, так и для бутилированной (СанПиН 2.1.4.559-96, ГОСТ 2874-82).<BR>Основу стандарта на группу "Вода питьевая, фасованная (бутилированная)" составили принятые в июле 2002 года санитарные правила и нормы (СанПиН) №214.1116-02, которые делят бутилированные воды на две категории -- высшую и первую.<BR>К высшей категории относится вода, содержащая кальций, магний, фтор и йод. К первой -- вода, соответствующая критериям оценки органолептических свойств, безвредности химического состава и стабильно сохраняющая свои свойства.<BR><BR>Источник: "ДП" по материалам Главного контрольно-испытательного и научно-методического центра питьевой воды (ГИЦ ПВ), http://www.conditer.ru