00:0013 марта 200300:00
15просмотров
00:0013 марта 2003
Церен Церенов: "Государство должно довериться профессиональному сообществу"
<BR><BR>Церен Церенов: "Государство должно довериться профессиональному сообществу"<BR>Впервые Министерство экономического развития и торговли РФ выносит на широкое общественное обсуждение проект Программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) еще на стадии его разработки, то есть до официального утверждения.<BR><BR>Разработчики готовы выслушать любые критические замечания и максимально учесть в программе идеи, которые будут высказаны в ходе обсуждений. В ближайшие дни в сети Интернет будет работать сайт, посвященный ее обсуждению.<BR>Ссылка на сайт в ближайшие дни появится на www.economy.-gov.ru. Параллельно в течение месяца министерство планирует провести ряд обсуждений программы с участием ведущих экспертов, представителей бизнеса, научного сообщества, руководителей субъектов РФ.<BR>На обсуждениях будут рассмотрены проблемы малого бизнеса, реформирования оборонно-промышленного и агропродовольственного комплексов, развития финансовых рынков, реформирования ЖКХ, административная реформа, механизмы диверсификации экономики и ряд других проблем.<BR>Вчера, 12 марта, в рамках этой программы в Минэкономразвития представители власти и бизнеса обсуждали концепцию развития системы учета и отчетности на среднесрочную перспективу, включая сценарии и этапы модернизации системы финансовой отчетности и внедрения МСФО в России (см. "ДП" №41/03, www.dp.ru).<BR>О работе министерства по подготовке концепции в интервью "ДП" рассказал руководитель Департамента корпоративного управления и новой экономики Мин-<BR>экономразвития РФ Церен Церенов:<BR><BR>"Для большинства предпринимателей эта тема -- международные системы финансовой отчетности -- сложна и не всегда понятна.<BR>Тогда как есть группы пользователей нескольких видов отчетности. Так, для менеджеров компаний важны такие виды отчетности, как статистическая, налоговая и управленческая, а для акционеров, собственников и кредиторов -- финансовая.<BR>Государство контролирует качество именно налоговой отчетности. Финансовую отчетность оно не контролирует. Это делают аудиторские компании. Государство лишь принуждает компании составлять отчетность.<BR>Минэкономразвития предлагает передать функции регулирования отчетности от государства профессиональному сообществу. Государство этим заниматься не должно в принципе -- это не его функция. Кроме того, в концепции совместно с профессиональным сообществом были разработаны сценарии внедрения МСФО в России.<BR><BR>-- Готово ли бизнес-сообщество обсуждать эту проблему?<BR>-- Минэкономразвития России занимается вопросом перехода на МСФО уже более 2 лет. И если раньше мы не имели серьезной поддержки деловых кругов в этом вопросе, то сейчас все наоборот.<BR>Во-первых, большую заинтересованность в решении этого вопроса проявляет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Во-вторых, само профессиональное сообщество, собственники и акционеры компаний, сталкивается с необходимостью использования международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, растут ее объемы.<BR>По нашему мнению, не должно быть излишней работы для бухгалтеров по ведению бухгалтерского и налогового учета.<BR>Предприятия должны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО. При этом предприятию должна быть предоставлена возможность выбора способа ведения индивидуальной отчетности: либо по международным стандартам, либо по российским правилам.<BR>У нас много общих идей с бизнес-сообществом, хотя есть и спорные вопросы. Например, РСПП настаивает на более либеральном подходе. В частности, промышленники отмечают, что функции методологического обеспечения ведения бухучета должны быть переданы Национальному совету уже с 1 января 2004 года.<BR>Мы думаем, что ставить жесткие сроки не обязательно, но создать такой совет нужно. РСПП предлагает заморозить российские правила бухучета, то есть выделить восемь правил бухгалтерского учета (ПБУ), применяя их только в рекомендательном характере, наложить мораторий на их изменения, а остальные ПБУ отменить. У нас более мягкая позиция. Для более плавного перехода можно просто ввести рекомендательный характер использования ПБУ.<BR><BR>-- Какие этапы внедрения МСФО предлагает Минэкономразвития России?<BR>-- По большому счету, мы уже определились с этапностью перехода. С Минфином нет серьезных противоречий по поводу первого этапа.<BR>Начиная с 2004 года отчетность по международным стандартам должны сдавать организации, ценные бумаги которых котируются на фондовом рынке. Кроме того, мы считаем, что должны быть еще профессиональные участники. С 2006 года мы предлагаем перевести на этот вид отчетности все организации, ценные бумаги которых обращаются на рынке, а также ГУПы. Третий этап -- с 2010 года -- все остальные ОАО и предприятия, составляющие отчетность по другим международным признанным стандартам.<BR><BR>-- Вы по-прежнему склоняетесь к такому сценарию внедрения МСФО, когда их будут внедрять в систему корпоративного управления на всех общественно важных российских предприятиях, а передача функций бизнес-сообществу будет происходить поэтапно?<BR>-- Да, у Минэкономразвития России именно такая позиция. Все ОАО и ГУПы должны постепенно к этому прийти (ГУПы должны также преобразоваться в открытые акционерные общества). Функции по регулированию этого вопроса нужно передавать профессиональному сообществу. Государство не может детально регулировать систему ведения учета.<BR>-- Как предполагается осуществлять механизм совмещения государственного и негосударственного регулирования и какое для этого потребуется внесение изменений в действующее законодательство?<BR>-- Америку мы не откроем -- законодательство придется менять. В первую очередь необходимо будет внести изменения в Конституцию, которая гласит, что ведение бухгалтерского учета находится в ведении государства. Затем внести ряд поправок, связанных с тем, что в обязательном порядке надо вводить требования, чтобы публичные компании составляли консолидированную отчетность и чтобы она была открытой. Так, действующее законодательство не требует, чтобы, например, ОАО "Газпром" или РАО "ЕЭС России" делали консолидированную отчетность (сейчас они это делают добровольно). Это нонсенс.<BR>Во всем мире требуется именно консолидированная отчетность. Также придется менять закон о бухучете, который во многом не соответствует принципам МСФО.<BR>-- Насколько бизнес-сообщество готово к передаче ему функций по внедрению МСФО в систему корпоративного управления?<BR>-- Волков бояться -- в лес не ходить. Мы идем к дебюрократизации и либерализации экономики.<BR><BR>-- Вам удалось согласовать свою позицию с Минфином по спорным моментам, и какие остались принципиальные разногласия?<BR>-- Основной вопрос -- госрегулирования и постепенный переход к регулированию системы профессиональным сообществом. Из этого вытекает вопрос составления отчетности для индивидуальных компаний. Второе -- мы категорически против добровольно-принудительной аттестации бухгалтеров и тех из них, которые составляют отчетность по международным стандартам. Вопрос аттестации и сертификации -- дело рынка и профессионального сообщества. Это противоречит идеям либерализации и дерегулирования экономики".<BR><BR><BR><B>Биография</B><BR>Церен Церенов родился в 1972 г. Образование высшее: в 1994 г. окончил Московский государственный университет по специальности "механика, прикладная математика"; в 1997 г. -- Государственный университет, Высшую школу экономики по специальности "экономика".
<BR>В мае 1997 г. начал работать в Департаменте экономической реформы Минэкономики России в должности ведущего специалиста.<BR>В 2000 г. принимал участие в разработке "Стратегии социально-экономического развития России до 2010 года" в Центре стратегических разработок.<BR>В 2001 г. курировал в Минэкономразвития России работы по разработке ФЦП "Электронная Россия" (2002-2010 гг.) и федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению предприятий".<BR>В 2003 г. возглавил рабочую группу по разработке концепции развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу при Минэкономразвития РФ.