Бизнес, который тает на глазах

Бизнес, который тает на глазах. Если его хорошо не заморозить

<BR><BR><B>Бизнес, который тает на глазах. Если его хорошо не заморозить</B><BR>"Он мне нужен как прошлогодний снег", -- любили в свое время говаривать о вещах, не так необходимых, как толстая пачка кредитных билетов в кошельке. Но если насчет прошлогоднего снега можно спорить, то прошлогодний лед -- штука в бизнесе очень даже применимая.<BR><BR>Об этом прямо свидетельствует опыт петербургского Ледяного дома, который, несмотря на весну и все растекающиеся из этого последствия, продолжает незыблемо стоять на пляже Петропавловской крепости. Десятки тысяч человек уже заплатили по 100 рублей, чтобы посмотреть на сооружения, построенные изо льда. Притом именно прошлогоднего.<BR><BR>Made in Sweden<BR>Для того чтобы заниматься этим теплоненавистническим видом бизнеса, годится далеко не всякий лед, а исключительно шведский. "Из Невы лед брать нельзя, потому что он имеет слоистую структуру. И хорошая скульптура не получится. К тому же даже в самую холодную зиму толщина нашего речного льда не превышает 35-40 см. Шведский же лед очень толст, и поэтому скульптура выглядит цельной", -- объясняет Алексей Балахонский, директор Петербургского фонда музея города.<BR>В итоге на ледовое строительство в рамках Международного фестиваля ледовой скульптуры ушло 60 тонн кристаллизованной воды. Лед хранился на севере Швеции с прошлой зимы и был доставлен в Северную столицу на четырех рефрижераторах.<BR>Фактор "прошлогодности" определяющей роли в данном случае не играл: специалисты не берутся утверждать, что замерзшая вода, как коньяк, с годами становится лучше, однако срока хранения лед в отличие от многих других вещей тоже не имеет. Просто, возможно, в прошлом сезоне шведская ледовая индустрия пережила кризис перепроизводства, и местные потребители не успели израсходовать всю заготовленную "продукцию".<BR><BR><B>Тающий бизнес</B><BR>Несмотря на всю свою очевидную выгодность (минимум вложений, сверхдешевое и одновременно экологически чистое сырье, большая аудитория потребителей и т.д.), ледовый бизнес пока остается весьма рискованным. Ведь лед может просто-напросто растаять.<BR>"Когда мы задумали первый фестиваль ледовой скульптуры, то, как назло, весь январь на дворе было то +10, то +30. Мы готовились, вели переговоры со спонсорами; они же смотрели за окно, а там шел дождь... Но в какой-то момент погода установилась. И стартовал фестиваль очень здорово. Скульптуры изо льда на фоне Дворцовой набережной -- зрелище исключительное.<BR>В жюри конкурса заседало восемь консулов из разных стран, которые приехали к нам на открытие, отказавшись от какого-то приема. В один из дней к нам пришло больше 50.000 человек. Но буквально на 3-й день опять резко потеплело и скульптуры начали таять. Было обидно: столько сил затрачено! Во второй раз в подобную авантюру я бы ввязаться не рискнул", -- поведал Алексей Балахонский.<BR>Чтобы минимизировать ледовые риски, Алексей приступил к изучению международного опыта. "Мы предполагали, что, наверно, существуют какие-то виды защиты ледовых скульптур. Варианты были самые фантастичные -- вплоть до того, чтобы одевать скульптуры в специальные прозрачные футляры. Общение с зарубежными коллегами мы начали с традиционных северных стран. В Квебеке уже в течение многих лет проводится знаменитый ледовый фестиваль. Мы долго общались с канадцами на уровне консультаций, но результатов не было.<BR>В Квебеке ледовые скульптуры защищать не надо, там и так достаточно холодно, -- рассказывает Алексей Балахонский. -- Мы уже думали, что в этом году не будем ничего проводить, как вдруг на нас вышли представители Норрботтена".<BR>Так в Петербурге появился Ледяной дом -- шатер или "иглу", изготовленный на британском заводе Lindstrand Ballons Ltd. Другая компания рассчитала количество холодильников, необходимых для поддержания холода в -50.<BR><BR><B>Лед и песок</B><BR>Пока ледовый бизнес существует на грани рентабельности. Фонду музея города удается выходить из положения за счет спонсоров.<BR>Так, губерния Норрботтен оплатила в этом году аренду "Ледового дома". Кроме того, они доставили в Петербург 250 комплектов для проведения ледовых банкетов, состоящих из "теплых серебристых плащей с капюшонами, отороченных мехом, варежек и специальной обуви".<BR>"В соответствии с договором с губернатором Норрботтена, все средства, которые удастся привлечь в этом году, пойдут на организацию следующего фестиваля. Это не может быть подарком каждый год: аренда Ледяного дома очень дорогое удовольствие, -- считает Алексей Балахонский. -- Кроме того, большой удачей для нас стала компания LG Electronics, которая стала генеральным спонсором фестиваля. Они появились в самый рискованный момент. Если бы не LG, мы были бы вынуждены обратиться в банки за кредитом. А это был бы очень сложный путь: ведь само оборудование, которое могло бы послужить обеспечением для кредита, нам не принадлежит".<BR>В итоге ледовое шоу было организовано по полной программе. В Петербург приехали 10 скульпторских команд из Швеции, Финляндии, Чехии, России и др., которые соревновались за $1500, $1000 и $500.<BR>"В основном скульпторы, работающие со льдом, работают и с песком. Для некоторых команд это их небольшой бизнес -- летом они ездят по всему миру по песчаным фестивалям, зимой -- по ледовым. Но есть и "непрофессионалы". Так, по проекту одного из членов команды Чехии построен собор. Поначалу мне было непонятно, зачем тогда им этот лед и песок. Со стороны это красиво, но на самом деле это тяжелый изматывающий труд. Но архитекторы всегда объясняли, что фестиваль для них -- возможность вырваться из привычной среды", -- заметил Алексей Балахонский.<BR><BR><B>Ледник</B><BR>Пока ледовый бизнес компактно существует на территории Петропавловского пляжа: посетитель не только смотрит ледовые скульптуры в Ледяном доме, но и может выпить водки из ледяных стаканов в баре изо льда. А на корпоративных вечеринках, которые в Ледяном доме организует Фонд музея города, отдыхающие VIP-персоны имеют возможность под руководством "мастера-ледоруба" собственноручно сделать ледовые подсвечники.<BR>В дальнейшем Фонд музея города рассчитывает развернуть в Петербурге круглогодичную ледовую индустрию. "В Москве этот бизнес развит уже очень хорошо. Зимой лед заготав- ливается, а летом используется. Изо льда выстраиваются ледяные скульптуры для банкетов, а для показов мод создаются целые подиумы. Нам уже делали несколько предложений: люди интересовались, можно ли, к примеру, изготовить ледяной автомобиль в масштабе 1:1. Вопрос упирается только в хранение. Мы обращались на один из хладокомбинатов, собирались арендовать там 10 м2, но насторожило то, что нам не гарантировали температуру хранения. Так что пока мы ищем место под ледник", -- говорит Алексей Балахонский.