Туристам по-прежнему будут продавать белые ночи

Празднование юбилея Петербурга вряд ли значительно увеличит приток иностранных туристов в город, считают специалисты туристической индустрии.

<BR><BR>Празднование юбилея Петербурга вряд ли значительно увеличит приток иностранных туристов в город, считают специалисты туристической индустрии.<BR><BR>Опрос предприятий инфраструктуры туризма провели специалисты Северо-Западного регионального отделения Российского союза предприятий туриндустрии (СЗРО РСПТ). Цель исследования -- выявить проблемы, стоящие на пути развития въездного туризма в Петербурге в преддверии 300-летия. Таких проблем оказалось немало: первая, вторая и третья.<BR><BR><B>Методика исследования</B><BR>В опросе принимали участие музеи, театры, предприятия питания, транспортные и страховые компании, а также издания периодической печати, освещающие на своих страницах проблемы развития въездного туризма. Маркетинговое исследование проводилось методом анкетирования. Как сообщил директор СЗРО РСПТ Сергей Корнеев, всего было разослано более 300 анкет, ответили 100 предприятий.<BR>Анкета состояла из трех частей. Первая часть представляла собой общие вопросы, характеризующие производителя туруслуг. Вторая часть включала в себя специальные вопросы, посвященные мнению респондентов о перспективах развития въездного туризма: о перспективных видах туризма, турпродуктах, сувенирах, отражающих стиль города. Вопросы третьей части анкеты должны были выявить проблемы, возникающие у респондентов при сотрудничестве с другими предприятиями инфраструктуры туризма города. Были также определены возможные результаты от развития туризма в городе.<BR>Для ответов второй и третьей части анкеты была использована оценочная шкала со значениями от 0 до 5 и шагом в 1 пункт. Респонденты отмечали одно значение шкалы, которое, по их мнению, отображало степень значимости показателя.<BR><BR><B>Имидж -- наше все</B><BR>Участники опроса, в первую очередь гостиницы и туристские фирмы, уверены в высокой доходности туризма. Поэтому, по их мнению, эффект от развития туризма в Петербурге будет выражаться в дополнительных доходах как самих предприятий туризма, так и городского бюджета в виде налогов (см. диаграмму 1). Гостиницы и туроператоры уверены в улучшении имиджа города и повышении его значимости на мировой арене при условии развития туризма. Данный эффект легко объяснить: ведь город, принимающий значительное количество туристов, получает больший доход. За счет этого реализуются программы развития других отраслей экономики, программы социального обеспечения, следовательно, повышается уровень жизни горожан. Город становится более привлекательным для инвесторов.<BR>Увеличение доходов предприятий туризма возможно в основном за счет увеличения туристских потоков, которое в свою очередь потребует большего количества профессионально подготовленных кадров. Таким образом, развитие туризма приведет к созданию дополнительных рабочих мест. Данный эффект участники опроса оценили в 3,65 балла.<BR>Невысокую оценку получила интеграция населения в туризм -- 2,66 балла. Общественное сознание еще не готово воспринять Петербург как туристский центр, и для изменения восприятия туризма должно пройти определенное время.<BR><BR><B>Белые ночи</B><BR>Анализ полученных данных по наиболее перспективным для развития в Петербурге видам туризма показывает, что участники опроса отдают приоритет познавательному туризму (см. диаграмму 2). Городу необходимо продвигать и развивать свой образ культурной столицы, уверены респонденты.<BR>На второе место и гостиницы, и туроператоры поставили деловой туризм (3,86 балла), который приносит значительный доход. "В среднем туристы, посещающие наш город с деловыми целями, тратят в день больше, чем остальные, -- говорит Сергей Корнеев. -- Наш опрос также показал, что среди постояльцев гостиниц города больше половины (59%) посещают Петербург именно с деловыми целями".<BR>Такой вид туризма, как белые ночи, занял третье место (3,67 балла). Этот вид можно рассматривать и как часть познавательного туризма. Однако, поскольку эта особенность города привлекает значительную часть туристов, белые ночи были удостоены отдельной категории.<BR>Наиболее перспективными турпродуктами для иностранных гостей специалисты считают такие туры, как "Белые ночи Санкт-Петербурга" (4,34 балла), "Реки и каналы" (3,92 балла) и "Музыка дворцов" (3,79 балла). Все они могут считаться ознакомительными турами и не требуют специфических маршрутов.<BR><BR><B>Политика сдерживания</B><BR>В числе прочих вопросов респондентам был задан вопрос о том, как изменится поток туристов в наш город в дни празднования 300-летия города. 47% опрошенных туристских фирм считают празднование 300-летия нашего города значимым событием, которое существенно увеличит поток туристов в Петербург. Однако некоторые из респондентов отметили, что произойдет увеличение только потоков внутренних туристов. К тому же были выделены проблемы, только при условии решения которых возможен рост туристских потоков -- к примеру, стабилизация экономической и политической ситуации в стране, улучшение качества дорог в городе, рост уровня обслуживания в гостиницах и совершенствование их материально-технической базы, повышение квалификации кадров в туризме.<BR>Из представителей гостиниц лишь 33% опрошенных считают, что празднование юбилея города привлечет дополнительный приток туристов, а 6% считают, что поток туристов резко возрастет. Большинство же (61% опрошенных) придерживается мнения о том, что прирост туристского потока останется прежним -- 8% в год.<BR><BR><BR><B>Россия заработала на иностранных туристах $3 млрд</B><BR>Доходы России от иностранного туризма в 2002 году приблизились почти вплотную к $3 млрд, заявил в начале февраля заместитель министра экономического развития и торговли Владимир Стржалковский. По оценке министерства, рост туристической отрасли России составил в прошлом году 10%.<BR>В 2002 году Россию посетило 22 млн иностранцев, 7,5 млн из которых совершили туристические поездки. Больше всего туристов приезжает сейчас в Россию из Китая и Польши, а больше всего доходов приносят туристические поездки граждан Японии, Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Италии и Южной Кореи.