Арт-рынок мог бы быть, если бы на то была воля

Петербургские галеристы считают, что все для рынка есть, кроме визуальной культуры потребителей, которые могли бы все это оценить. Но, скорее, проблема состоит в менеджменте.

<BR><BR>Петербургские галеристы считают, что все для рынка есть, кроме визуальной культуры потребителей, которые могли бы все это оценить. Но, скорее, проблема состоит в менеджменте.<BR><BR>Парадоксальность ситуации заключается в том, что, в принципе, все признаки петербургского арт-рынка можно перечислить: есть галереи, художники, кураторы, отдел новейших течений Русского музея (как критерий художественности художника), появляются даже рейтинги. Как заключают специалисты, проблемы во временном отрыве (западный арт-рынок начал формироваться более 150 лет назад) и в пресловутом отрыве искусства от народа (в широких слоях искусство не принято считать товаром).<BR><BR><B>Арт-нерынок</B><BR>Участники инфраструктуры потенциального арт-рынка полагают, что неразвитость рынка обусловлена отсутствием некоторых инструментов. На Западе мерилом как спроса, так и ценообразования являются аукционы. В отечестве они если и устраиваются, то как нерегулярные и спорные. Ярчайшим примером является нашумевший своей "подпольностью" аукцион -- распродажа коллекции Инкомбанка, где Малевич был продан всего за $1 млн, а, например, некоторые работы Тимура Новикова -- примерно за $5 штуку.<BR>В России альтернативным аукциону инструментом считаются рейтинги, которые, впрочем, также ориентируются на "двойные стандарты". Например, периодический "Единый художественный рейтинг" разделил всю художественную общественность на две категории -- "продаваемые" и "действительно хорошие". В результате Кабаков и Шилов формально находятся на одном уровне, но один -- в почетной категории "А", а другой -- в "Б", как, кстати говоря, портретист Путина Никас Сафронов (он всего на одну ступень ниже Шилова).<BR>Впрочем, судя по данному указателю, петербургские художники заметно проигрывают московским, в том числе и по стоимости: каждый уровень сопровождается рекомендациями по ценам (например, стоимость работ художников первой категории -- от $200 до $2500 и выше в зависимости от техники, последней -- от $20 до $160).<BR><BR><B>Арт-несцена</B><BR>Петербургские галеристы признают, что "плохие дела" связаны с ограниченными инструментами, которые используют галереи. Например, "Дельта" -- одна из "считанных единиц" галерей, живущих на продажи, не признает спонсорские деньги. Другие галереи, напротив, существуют за счет меценатских пожертвований. Валерий Вальран, куратор галереи "Арт-коллегия", поведал, что в последние годы, после бума на русское искусство (он закончился в 1995 году), галерея едва окупает свои информационные расходы. Кроме продаж и благотворительности более распространенные источники средств галерей -- сдача в аренду площадей под выставки, что практикует большая часть петербургских галерей (а их в Петербурге около 100), муниципальные деньги или гранты и доходы от дочерних предприятий.<BR><BR><B>Арт-недостатки</B><BR>Ирина Болотова, директор галереи "Дельта", поделилась своим нелегким опытом существования на арт-нерынке, если не считать "благополучный" период формирования корпоративных коллекций и оттока искусства на Запад. Она упомянула о своем издательском проекте как о "кошмаре", который дает о себе знать по сей день, прежде всего "кошмар" обусловлен зашкаливающими за прибыль налогами. Кроме упомянутых проблем Ирина Болотова назвала отсутствие арт-дилеров, которые в Москве составляют существенное звено рынка, а также отсутствие взаимодействия в галерейной среде, ассоциации, которая бы формировала единый ценовой коридор и вела бы единую информационную политику, направленную на повышение спроса.<BR><BR><B>Квартирные выставки</B><BR>Особняком стоят галерея D-137 и галерея Марины Гисич -- с точки зрения инвестиций в галереи обе имеют большой потенциал. Их владельцы не происходят из художнической среды, в отличие от большинства петербургских галеристов, которые являются или художниками, или искусствоведами, то есть прекрасно разбираются в искусстве, но не слишком искушены в потребителях. Личные связи с бизнесом, предполагающие эффект "сарафанного радио", за счет которого растет цепочка клиентов, сегодня являются одним из главных факторов успешности галереи. Помимо этого, как сказали в галерее Марины Гисич, важна работа с архитекторами, осведомленными о "новых стенах". К этому списку Елена Козлова, арт-директор Восточно-Европейского филиала London Contemporary Art, добавила контакты с магазинами элитной мебели и агентствами элитного жилья. В этом смысле позиция D-137, находящейся в стенах офиса строительной компании "ЛЭК", довольно выигрышна: пласт коллекционеров из бизнеса еще не сформировался, поэтому искусство расценивается не как вложение денег, а как способ оформления жилого пространства.<BR><BR><B>Московский игрок</B><BR>В конце февраля в Петербурге открылась "Зимняя галерея" -- это "дубль" московской галереи Восточно-Европейского филиала London Contemporary Art, международной организации, насчитывающей около 1200 официальных дилеров. По словам Елены Козловой, большинство коллег отговаривало открывать галерею в Петербурге, тем не менее галерея открылась, причем, в отличие от московского образца, она публична. Со времени своего открытия в галерее уже продано работ на сумму больше $10 тыс. По словам Елены Козловой, рентабельность галереи в Петербурге требует продаж на $10 тыс. в месяц, в Москве -- в 2 раза больше. Успех сложного галерейного бизнеса зависит от наличия собственных средств, которые использует Восточно-Европейский филиал помимо кредитной линии London Contemporary Art. Цены на работы художников, сотрудничающих с компанией, одинаковы по всему миру.<BR>"Поскольку этот бизнес предполагает работу с очень состоятельными людьми, необходимы и специальные механизмы, -- рассказывает Елена Козлова. -- Прежде всего это все то, что внушает клиенту, "воспитанному на бизнесе", доверие: информация о компании, сайт, каталоги художников, фильмы".<BR>Что касается петербургского рынка, Елена Козлова считает, что за $100-200 уже многие готовы купить искусство. "Мы ориентированы на богатого клиента, это около 120 тыс. человек. Для выживания галереи в год достаточно порядка 20 клиентов, -- подсчитывает Елена Козлова. -- Квартира от 200 метров требует коллекции из 30 работ. Наша задача -- объяснить клиенту, чем лучше заполнить стены. В России принято принимать деловых партнеров не в ресторанах, а дома, плохое искусство или его отсутствие не может не сказаться на репутации хозяина".<BR>