00:0011 марта 200300:00
18просмотров
00:0011 марта 2003
Петербургские галеристы считают, что все для рынка есть, кроме визуальной культуры потребителей, которые могли бы все это оценить. Но, скорее, проблема состоит в менеджменте.
<BR><BR>Петербургские галеристы считают, что все для рынка есть, кроме визуальной культуры потребителей, которые могли бы все это оценить. Но, скорее, проблема состоит в менеджменте.<BR><BR>Парадоксальность ситуации заключается в том, что, в принципе, все признаки петербургского арт-рынка можно перечислить: есть галереи, художники, кураторы, отдел новейших течений Русского музея (как критерий художественности художника), появляются даже рейтинги. Как заключают специалисты, проблемы во временном отрыве (западный арт-рынок начал формироваться более 150 лет назад) и в пресловутом отрыве искусства от народа (в широких слоях искусство не принято считать товаром).<BR><BR><B>Арт-нерынок</B><BR>Участники инфраструктуры потенциального арт-рынка полагают, что неразвитость рынка обусловлена отсутствием некоторых инструментов. На Западе мерилом как спроса, так и ценообразования являются аукционы. В отечестве они если и устраиваются, то как нерегулярные и спорные. Ярчайшим примером является нашумевший своей "подпольностью" аукцион -- распродажа коллекции Инкомбанка, где Малевич был продан всего за $1 млн, а, например, некоторые работы Тимура Новикова -- примерно за $5 штуку.<BR>В России альтернативным аукциону инструментом считаются рейтинги, которые, впрочем, также ориентируются на "двойные стандарты". Например, периодический "Единый художественный рейтинг" разделил всю художественную общественность на две категории -- "продаваемые" и "действительно хорошие". В результате Кабаков и Шилов формально находятся на одном уровне, но один -- в почетной категории "А", а другой -- в "Б", как, кстати говоря, портретист Путина Никас Сафронов (он всего на одну ступень ниже Шилова).<BR>Впрочем, судя по данному указателю, петербургские художники заметно проигрывают московским, в том числе и по стоимости: каждый уровень сопровождается рекомендациями по ценам (например, стоимость работ художников первой категории -- от $200 до $2500 и выше в зависимости от техники, последней -- от $20 до $160).<BR><BR><B>Арт-несцена</B><BR>Петербургские галеристы признают, что "плохие дела" связаны с ограниченными инструментами, которые используют галереи. Например, "Дельта" -- одна из "считанных единиц" галерей, живущих на продажи, не признает спонсорские деньги. Другие галереи, напротив, существуют за счет меценатских пожертвований. Валерий Вальран, куратор галереи "Арт-коллегия", поведал, что в последние годы, после бума на русское искусство (он закончился в 1995 году), галерея едва окупает свои информационные расходы. Кроме продаж и благотворительности более распространенные источники средств галерей -- сдача в аренду площадей под выставки, что практикует большая часть петербургских галерей (а их в Петербурге около 100), муниципальные деньги или гранты и доходы от дочерних предприятий.<BR><BR><B>Арт-недостатки</B><BR>Ирина Болотова, директор галереи "Дельта", поделилась своим нелегким опытом существования на арт-нерынке, если не считать "благополучный" период формирования корпоративных коллекций и оттока искусства на Запад. Она упомянула о своем издательском проекте как о "кошмаре", который дает о себе знать по сей день, прежде всего "кошмар" обусловлен зашкаливающими за прибыль налогами. Кроме упомянутых проблем Ирина Болотова назвала отсутствие арт-дилеров, которые в Москве составляют существенное звено рынка, а также отсутствие взаимодействия в галерейной среде, ассоциации, которая бы формировала единый ценовой коридор и вела бы единую информационную политику, направленную на повышение спроса.<BR><BR><B>Квартирные выставки</B><BR>Особняком стоят галерея D-137 и галерея Марины Гисич -- с точки зрения инвестиций в галереи обе имеют большой потенциал. Их владельцы не происходят из художнической среды, в отличие от большинства петербургских галеристов, которые являются или художниками, или искусствоведами, то есть прекрасно разбираются в искусстве, но не слишком искушены в потребителях. Личные связи с бизнесом, предполагающие эффект "сарафанного радио", за счет которого растет цепочка клиентов, сегодня являются одним из главных факторов успешности галереи. Помимо этого, как сказали в галерее Марины Гисич, важна работа с архитекторами, осведомленными о "новых стенах". К этому списку Елена Козлова, арт-директор Восточно-Европейского филиала London Contemporary Art, добавила контакты с магазинами элитной мебели и агентствами элитного жилья. В этом смысле позиция D-137, находящейся в стенах офиса строительной компании "ЛЭК", довольно выигрышна: пласт коллекционеров из бизнеса еще не сформировался, поэтому искусство расценивается не как вложение денег, а как способ оформления жилого пространства.<BR><BR><B>Московский игрок</B><BR>В конце февраля в Петербурге открылась "Зимняя галерея" -- это "дубль" московской галереи Восточно-Европейского филиала London Contemporary Art, международной организации, насчитывающей около 1200 официальных дилеров. По словам Елены Козловой, большинство коллег отговаривало открывать галерею в Петербурге, тем не менее галерея открылась, причем, в отличие от московского образца, она публична. Со времени своего открытия в галерее уже продано работ на сумму больше $10 тыс. По словам Елены Козловой, рентабельность галереи в Петербурге требует продаж на $10 тыс. в месяц, в Москве -- в 2 раза больше. Успех сложного галерейного бизнеса зависит от наличия собственных средств, которые использует Восточно-Европейский филиал помимо кредитной линии London Contemporary Art. Цены на работы художников, сотрудничающих с компанией, одинаковы по всему миру.<BR>"Поскольку этот бизнес предполагает работу с очень состоятельными людьми, необходимы и специальные механизмы, -- рассказывает Елена Козлова. -- Прежде всего это все то, что внушает клиенту, "воспитанному на бизнесе", доверие: информация о компании, сайт, каталоги художников, фильмы".<BR>Что касается петербургского рынка, Елена Козлова считает, что за $100-200 уже многие готовы купить искусство. "Мы ориентированы на богатого клиента, это около 120 тыс. человек. Для выживания галереи в год достаточно порядка 20 клиентов, -- подсчитывает Елена Козлова. -- Квартира от 200 метров требует коллекции из 30 работ. Наша задача -- объяснить клиенту, чем лучше заполнить стены. В России принято принимать деловых партнеров не в ресторанах, а дома, плохое искусство или его отсутствие не может не сказаться на репутации хозяина".<BR>