Торговцы "собаками" лакомятся мороженым

Торговля -- это "собачья работа", особенно если это торговля в электричках. Которые, как известно, в народе часто называют "собаками".

<BR><BR>Торговля -- это "собачья работа", особенно если это торговля в электричках. Которые, как известно, в народе часто называют "собаками".<BR><BR>"Вашему вниманию предлагаются высококачественные гелевые ручки на масляной основе! Одна -- пять рублей, три -- десятка!" -- по 10 раз на день слышат обитатели пригородных электропоездов. Казалось бы, коммерсанты в "собаках" зарабатывают копейки. Но это только на первый взгляд. В действительности торговля в пригородных поездах давно стала высокодоходным видом бизнеса, ежемесячный оборот которого составляет сотни тысяч долларов. Причем подавляющая часть этих денег приходится на нелегальную торговлю.<BR><BR><B>Правые коммерсанты</B><BR>Вся торговля в петербургских электричках поделена на два неравноценных сектора: легальный и нелегальный. Право торговли на пригородных составах Октябрьская железная дорога 5 лет назад передала ГУП "Транском", который на сей день является монополистом в этой области. Впрочем, сами "транскомовцы" по вагонам с баулами не ходят -- эта организация просто продает лицензии на торговлю сроком на месяц. При этом "Транском" берет 20 рублей в день с человека, торгующего печатной продукцией, и 30 рублей с того, кто занимается реализацией других групп товаров. Так, в этом месяце по лицензиям "Транскома" работают 278 человек, что обогатило городской бюджет на $6800. При этом самым доходным считается Московское направление -- на нем работает 111 торговцев. На втором месте идет Финляндская ветка -- 97 продавцов (плюс еще 23, которые выходят на линии по выходным дням в связи с появлением дополнительных составов), на третьем -- Балтийская и Варшавская (78 коммерсантов). Самой же коммерчески невыгодной считается Витебская линия, которую обслуживают всего 39 продавцов.<BR>"Без сомнения, к юбилею и тем более к лету мы выйдем на максимум "производственных мощностей", и у нас ежедневно будут работать на линиях 325 человек плюс еще 23 в выходные дни", -- уверен начальник СПб филиала ГУП "Транском" ОЖД Александр Карамышев.<BR>Столь точная цифра получилась благодаря научному подходу, который применили железнодорожники при расчете количества продавцов. По словам специалиста СПб филиала ГУП "Транском" Василия Павлова, он, взвесив количество электричек и число переезжающих на них пассажиров, рассчитал, что максимальное количество продавцов на "собаке" не должно превышать трех, иначе они станут мешать друг другу и досаждать пассажирам. Эта цифра и обусловила то, что максимально "Транском" может выдать 348 разрешений на продажу товаров в электричках. Таким образом, даже в самый "урожайный" месяц доход "Транскома" от подобного вида бизнеса не превысит $11.500.<BR><BR><B>Левые коммерсанты</B><BR>В ГУП "Транском" считают, что достаточно зарабатывают на торговле в электричках, и не видят в тех, кто промышляет на "собаках" нелегально, серьезных конкурентов. Между тем незаконная торговля в электропоездах уже давно превратилась из занятия одиночек в хорошо структурированный бизнес, приносящий своим хозяевам солидный доход. Всего в Петербурге на четырех направлениях насчитывается не менее 300 "нелегалов". Работают они в две смены: с 6 утра до часа дня и с 5 до 9 вечера. При этом в будни средний оборот подобного коммерсанта составляет 500-700 рублей, а в выходные может доходить и до 1,5 тысячи. Таким образом, оборот неучтенной торговли в электричках может достигать $250.000, или $3 млн в год.<BR>Впрочем, при таких внушительных цифрах сами торговцы зарабатывают не так уж и много -- максимум $300-400 в месяц. Все остальное уходит на первоначальные расходы по покупке товара и "откаты" тем, кто стоит выше их в иерархии торговли на "собаках". А выше их стоят так называемые бригадиры, которые реализуют продавцам товар для будущей продажи. При этом "нелегалы" имеют право торговать только тем товаром, который предоставляет им бригадир, -- в противном случае их могут лишить всей выручки, а то и побить.<BR>Схема взаимодействия бригадира и продавцов выглядит примерно следующим образом. Рано утром на перроне подальше от милиции бригадир расставляет несколько коробок с товаром, которые тут же раскупаются продавцами. При этом бригадир составляет график тех, кто и с каким товаром будет работать на конкретном маршруте.<BR>"У нас все продумано в отношениях с продавцами не хуже, чем у "Транскома", -- говорит бригадир, представившийся Андреем. -- Все мои ребята появляются в вагонах попеременно, примерно через 40-60 секунд после друг друга. При этом товары у них не повторяются, чтобы, во-первых, пассажиров лишний раз не нервировать, а во-вторых, чтобы продавцы клиентов друг у друга не перебивали. А то порой так сцепятся, что стекла бьются..."<BR>По словам Андрея, в один из жарких июльских дней прошлого года по его недосмотру случилось так, что два торговца, идя друг за другом, продавали пиво. И если у первого торговля шла "на ура", то у второго товар не брал никто. Разумеется, тот заподозрил неладное и, перебежав вперед на очередной станции, заметил конкурента и потребовал от него сначала поделиться заработком, а потом и вовсе сойти с поезда. Тот, естественно, отказался, и между обоими коммерсантами вспыхнула потасовка, которая закончилась тем, что оба начали швыряться друг в друга бутылками с пивом. По счастливой случайности никто из пассажиров не пострадал, чего нельзя сказать об одном из стекол вагона.<BR>Интенсивность "атаки" коммерсантов на путешествующие народные массы зависит от зоны, через которую проезжает электричка. Так, промежутки между торговцами меньше всего на первых четырех пригородных зонах, когда люди еще не успели "рассосаться" по своим станциям. Примерно на 5-8-й зонах наступает затишье, во время которого продавцы производят "переучет" и подсчитывают прибыли, а при приближении к крупным пригородам и после них (особенно это касается Тосно и Колпино) кривая частоты торговли вновь стремительно движется вверх.<BR><BR><B>Кадровый ресурс</B><BR>Во многом для разрешения возможных конфликтных ситуаций, а также для снабжения продавцов очередной партией товара в случае удачной торговли бригадиры находятся не только на петербургских вокзалах, но и на перронах крупных пригородов. Товар бригадиры закупают мелким оптом на находящихся поблизости от вокзала мини-складах, по большей части представляющих собой забитые всякой всячиной комнаты. Только рядом с Балтийским вокзалом находится не меньше двух подобных заведений.<BR>В качестве всякой всячины же обычно выступают колготки, ручки, батарейки, чай и пр. При этом нередко склады наполняются товарами с истекшим сроком годности и эксплуатации (в основном это касается гелевых ручек), а также просто несертифицированными изделиями. Отсюда и сражающая потребителей наповал дешевизна товаров.<BR>Разумеется, отлаженная до мелочей система не терпит присутствия инородных тел, то есть так называемых "частников". Поэтому с пойманными новичками (а ловят их практически всегда: в функции продавцов входит также и выслеживание конкурентов) разбираются строго. Чаще всего их конвоируют до одного из "узловых" пунктов, где дежурят бригадиры. Те проводят с незадачливыми конкурентами "воспитательную" работу: отбирают заработок (а частенько и остатки товара), после чего предлагают им стать "официальными" неофициальными торговцами в электричках. По словам одного из бригадиров, по выходным ему приходится разбираться с пятью-шестью "самозванцами" за день.<BR><BR>Форма "Ф30"<BR>В электричках регулярно звучит женский голос, извещающий, что по статье 171 УК РФ незаконное предпринимательство наказывается штрафом в размере от 300 до 500 минимальных зарплат либо лишением свободы на срок до 3 лет. Но уголовной ответственности "собачатники" не боятся. В реальности же дело до суда не доходит, и максимум, на что штрафуется нелегал, -- это один МРОТ, то бишь 100 рублей. Только в 2000 году ГУП "Транском" за незаконную торговлю в электричках задержал 280 человек. Однако в случае поимки нелегала в подавляющем большинстве случаев дело не доходит даже до штрафа. Дело в том, что в функции бригадира входит и вызволение своих подопечных из поста милиции, где у него уже налажены связи. Для того чтобы выйти на свободу и в тот же день приступить к дальнейшей торговле, "нелегалы", как они сами выражаются, заполняют форму "Ф30" -- то есть платят одному из милиционеров 30 рублей.<BR>Отличить "правого" торговца от "левого" можно не только по документам, но и ассортименту. Если "транскомовцы" предпочитают реализовывать газеты и продукты питания, то их конкуренты, отдавая должное продукции печатного станка, все-таки налегают на продажу канцелярского ширпотреба и хозяйственных мелочей. А вот напитки, в том числе и пиво, у обеих категорий коммерсантов непопулярны в силу своей тяжести. Совсем другое дело -- мороженое. Оно считается самым лакомым товаром, который позволяет получать почти 1000 рублей чистого дохода в день. (А.М.)