00:0004 марта 200300:00
64просмотров
00:0004 марта 2003
Во время уикенда в Петербурге одновременно находились финал мировой серии "Гран-при", три дюжины самых успешных фигуристов мира, призовой фонд в $492 тысячи, а также Оттавио Чинкванта -- человек, который это все придумал.
<BR><BR>Во время уикенда в Петербурге одновременно находились финал мировой серии "Гран-при", три дюжины самых успешных фигуристов мира, призовой фонд в $492 тысячи, а также Оттавио Чинкванта -- человек, который это все придумал.<BR><BR>На арене Ледового дворца все было как полагается. Время от времени на лед выходили люди с белыми пластиковыми ведерками и при помощи рук и шпателей "сметали крошки со стола" фигуристов.<BR>Японка танцевала под "Лебединое озеро", падала и получала 4,3. Саша Коэн, похожая на стойкого оловянного солдатика, тоже шлепалась на лед, как желток об раскаленную чугунную сковороду, и завоевала 1-е место. Десяток юных "боллбоев" каждый раз во время выступлений фигуристов плотно оккупировал "место слез и поцелуев" (говорят, так называют диван, на котором фигуристы перед телекамерами ожидают судейские оценки) и слетал с него лишь затем, чтобы собрать со льда очередной урожай цветов и плюшевых животных...<BR>На самом деле еще несколько лет назад в фигурном катании не было никаких "Гран-при", а фигуристы, заботясь о повышении уровня доходов, уходили из любительского спорта в ледовые шоу. Оттавио Чинкванта удалось поставить один из старейших видов спорта на бизнес-основу. О том, как ему удалось это сделать, президент Международного союза конькобежцев ISU поведал в эксклюзивном интервью корреспонденту "ДП".<BR><BR>-- Как к Вам лучше обращаться: господин президент или сеньор Оттавио?<BR>-- Просто президент. Не надо никакого господина.<BR><BR>-- Хорошо, президент. Мне пришло в голову такое сравнение: если тренировку фигуристов можно сравнить с обыкновенным гамбургером из "Макдональдса", а чемпионат мира -- с горячим блюдом из ресторана высокой кухни, то что тогда собой представляет "Гран-<BR>при"? Сладкий десерт, кофе, дижестив или что-то еще?<BR>-- Фигурное катание вообще нельзя сравнивать с гамбургером, пиццей или чем-то вроде этого. Это всегда изысканное блюдо на дорогом банкете. Каждый год мы делаем несколько таких банкетов: это чемпионаты мира и Европы и "Гран-при".<BR><BR>-- Большой спорт -- это большой бизнес. А успешность бизнеса принято оценивать по росту оборотов компании. На сколько выросли обороты компании "Фигурное катание" за время вашего руководства ISU и за счет каких шагов Вам удалось этого добиться?<BR>-- Фигурное катание -- это одновременно и спортивное соревнование, и шоу, развлечение. Все это происходит и для телевизионных зрителей, а телевидение платит за право показа шоу деньги. Мы берем эти деньги, часть из них передаем людям, которые организуют шоу, часть -- фигуристам, потому что они актеры этого шоу. Вот и все секреты.<BR><BR>-- Как Вы придумали "Гран-при"?<BR>-- В 1994 году в Бостоне я стал президентом ISU и, проанализировав все то, что имело ISU в своих руках, пришел к выводу, что фигуристы не имели достаточной возможности выступлений в течение календарного сезона. Проводились только чемпионаты Европы и мира. Трудно было не заметить, что все лучшие фигуристы мира стремятся перейти в ледовые шоу. Нужны были нововведения. Я придумал "Гран-при" по трем причинам. Во-первых, формат программы отличается от чемпионата мира. Там один день -- короткая программа, другой -- произвольная и т.д. И Вы покупаете билет либо на мужское катание, либо женское, либо танцы. Здесь все сразу, значит, соревнования становятся привлекательнее для зрителя. Во-вторых, когда мы включили семь этапов "Гран-при" в календарь, у фигуристов появилось больше возможностей выступать, а у организаторов -- чаще проводить соревнования высокого уровня. И третья причина -- когда мы даем фигуристам кататься, мы даем возможность фигуристам заработать. И так начинает крутиться маховик: больше событий -- значит, больше денег, больше зрителей, значит, фигуристы становятся богаче.<BR>В результате во время переговоров с представителями телевидения мы можем с уверенностью предлагать не только чемпионаты Европы и мира, но и серии "Гран-при", в которых участвуют звезды.<BR><BR>-- Сейчас заработки любителей и профи уже сравнялись?<BR>-- А что Вы подразумеваете под словом "профессионал"?<BR><BR>-- Тех фигуристов, которые уходили из любительского спорта в ледовые шоу.<BR>-- Я бы хотел Вам предложить изменить понимание термина "профессионал". Профессионалы -- это те, кого Вы видели сегодня, потому что они каждый день проводят на льду по 8-9 часов, а те, кого Вы назвали профи, находятся на льду 15 минут и получают за это деньги. Виктор Петренко не смог бы танцевать даже 50% программы, которую Вы здесь видели. Почему? Потому что он тренируется полчаса в день, а Плющенко -- 5 часов. Ситуация с заработками за последние годы в корне изменилась. 8 лет назад было так (руками демонстрирует чаши весов, склонившиеся на одну сторону). А теперь вот так (коромысло "весов" резко качнулось в другую сторону).<BR><BR>-- Когда говорят о спортивном бизнесе, в первую очередь в голову приходит "Формула 1". С моей точки зрения, это чистый маркетинг. Любой спорт можно раскрутить до подобных размеров при вложении больших денег?<BR>-- Ну "Формула 1" -- это абсолютно эксклюзивная вещь, потому что она поддерживается мировыми нефтяными компаниями, такими, как "Эксон" и "Шелл", автогигантами "Форд", "ФИАТ", "Рено", "Мерседес", производителями запчастей, масел, колес, табачными компаниями -- в общем, всеми видами индустрии. Посредством "Формулы" они делают promotion своим маркам. В фигурном катании, плавании или беге другая ситуация. Здесь нечего продавать.<BR><BR>-- Но есть еще профессиональный бокс. Гонорары некоторых боксеров за бой составляют по несколько миллионов долларов. Льюис за бой с Тайсоном, говорят, получил $50 млн. Победитель же "Гран-при" по фигурному катанию -- возможно, самому красивому виду спорта -- получает всего $50 тысяч. В чем здесь дело? Это связано с физиологией человека или с уровнем promotion?<BR>-- Вы любите лобстеров?<BR><BR>-- Трудно сказать. Я не слишком часто ем лобстеров.<BR>-- Ну тогда икру любите?<BR>-- Отношусь вполне положительно.<BR>-- А что в мире лучше продается: хот-доги или икра? Бокс -- это как хот-дог или гамбургер. А фигурное катание -- это больше, чем икра. Совершенно точно могу сказать, что Мики-Мауса покупают чаще, чем Достоевского. Не нужно сравнивать два продукта, которые основаны на совершенно разных принципах. Разница между фигурным катанием и боксом такая же, как между лобстерами и "френ фрайз".<BR>То, что сегодня Плющенко делал на льду, -- это что-то абсолютно уникальное. Вы посещаете "Киров балет" (Мариинка до сих пор за рубежом более известна под этим старым названием)?<BR><BR>-- Да.<BR>-- Сколько раз вы видели, чтобы балерины падали на сцене? Никогда, наверное. Ни в Кировском театра, ни в Большом. Почему же они не падают? Потому что на коньках кататься намного сложнее.<BR><BR>-- Нашу страну представляет большинство лучших фигуристов и тренеров мира. Но тренеры зачастую работают за границей, а фигуристы там же тренируются. Что необходимо предпринять для ускорения роста индустрии фигурного катания?<BR>-- Я думаю, что в любом случае Вы находитесь на правильном пути. Главный рецепт -- больше показывать и говорить. Чем больше люди об этом будут знать, тем более важным для них будет становиться фигурное катание. Я думаю, если в маркетинг и рекламу фигурного катания будут вкладываться деньги, то все будет нормально.<BR><BR>-- Президент, Вы сделали фигурное катание бизнесом. А у Вас есть бизнес-образование?<BR>-- Я специалист в области финансирования химических процессов. Я получил степень MBA в Милане.<BR><BR>-- А в Ваших личных пристрастиях Вы можете признаться?<BR>-- В особенности я, конечно, люблю русских фигуристов. И Плющенко, и Ягудина. Вы знаете, почему? Я могу узнать русского фигуриста, не зная того, что он русский. Я смотрю на руки, на пальцы.<BR>Никто, кроме русских, не может во время катания так разносить руки, так двигать руками (Оттавио Чинкванта начал наглядно демонстировать, как отечественные фигуристы двигают руками. -- Д.Г.). У русских есть национальный талант -- из балета.