Кофе все больше завоевывает российского потребителя

Российский рынок кофе прибавляет по 6-8% в год и темпы снижать не намерен.

<BR><BR>Российский рынок кофе прибавляет по 6-8% в год и темпы снижать не намерен.<BR><BR>По данным Российской ассоциации производителей чая и кофе ("Росчайкофе"), в 2002 году объем российского рынка составил 97-100 тыс. тонн, или около $1 млрд. По прогнозам ассоциации, в этом году возможно закрепление тенденций по переносу расфасовки растворимого кофе на территорию России, а также строительство производств полного цикла по выпуску растворимого кофе.<BR><BR><B>Рынок меняется</B><BR><B>на глазах</B><BR>За последние годы рынок претерпел ряд существенных изменений. Если в 90-х рынок рос за счет увеличения поставок готового расфасованного продукта, то с наступлением нового века в стране стали появляться фасовочные предприятия западных производителей и производства полного цикла.<BR>Все эти предприятия сосредоточены в основном в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах, где проживает большая часть потребителей кофе.<BR>Каждая компания, представляющая на российском рынке растворимый кофе под своей торговой маркой, имеет на территории страны фасовочные цеха. По мнению игроков рынка, перенос фасовки в Россию и создание отечественных производств полного цикла являются перспективными направлениями, способными изменить рынок.<BR><BR><B>Столицы перешли</B><BR><B>на натуральный</B><BR>85% натурального кофе производится внутри страны. Компании, работающие в этом сегменте, закупают зеленые кофейные зерна, прожаривают, размалывают и расфасовывают готовую продукцию.<BR>Лидерами рынка натурального кофе уже несколько лет являются только российские компании. В 2002 году -- ОАО "Русский Продукт", ЗАО "КУППО", ЗАО "Московская кофейня на паяхъ", ЗАО Компания "Золотые Купола" и "Компания Продукт-Сервис".<BR>Исследования компании "Комкон-СПб" показали, что в прошлом году на фоне снижения потребительского предпочтение в сегменте растворимого кофе, наблюдалось увеличение потребления натурального молотого кофе. Особенно в Москве и Петербурге.<BR><BR><B>Главные песни о старом</B><BR>Для развития отечественных фасовочных предприятий и производств полного цикла ассоциация "Росчайкофе" в прошлом году предложила комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рассмотреть вопрос разделения ввозных таможенных ставок на фасованный и нефасованный растворимый кофе.<BR>На протяжении нескольких лет кофе ввозится по трем кодам ТН ВЭД -- "Фасованный и нефасованный растворимый кофе", "Фасованный и нефасованный натуральный кофе" и "Зеленый кофе в зернах".<BR>По мнению ассоциации "Росчайкофе", это создает много неудобств. Для внесения ясности прежде всего необходимо каждую товарную позицию разделить на две, дифференцировав таким образом фасованный и нефасованный кофе. При этом ассоциация считает, что специфическая составляющая пошлины на фасованный растворимый кофе должна быть увеличена с существующей 0,5 евро до 0,8 евро за 1 кг (при неизменной 10% адвалорной составляющей). А действующую ставку на нефасованный растворимый кофе оставить без изменения.<BR>В этом случае, по ее мнению, в России будут созданы наиболее благоприятные условия как для отечественных предприятий, занимающихся фасовкой растворимого кофе, так и для производств полного цикла.<BR>Другая организация, объединяющая компании Nestle, Kraft Foods, Tchibo, Paulig, Douwe Egberts и "Монтана Кофе", -- "Организация производителей кофе в России" (ОПКР) также выступает за разделение ставки импортной таможенной пошлины на фасованный и нефасованный растворимый кофе. Но, по мнению ОПКР, ставка ввозной пошлины на фасованный кофе должна составить 10%, но не менее 0,6 евро за 1 кг. На нефасованный же она должна быть снижена до 0,3 евро за 1 кг при неизменной 10%-ной адвалорной составляющей.<BR>Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике РФ на сентябрьском заседании не приняла ни один из вариантов, бессрочно перенеся рассмотрение этого вопроса.<BR><BR><B>Растворимый кофе</B><BR><B>держит позиции</B><BR>Рост рынка операторы связывают прежде всего с формированием в стране культуры потребления этого напитка. Появление кофеен свидетельство тому. В 2002 году на одного россиянина пришлось около 650 грамм кофе. В ближайшие годы потребление будет увеличиваться.<BR>В странах, где кофе является "частью истории", основные объемы продаж приходятся на натуральный кофе (в зернах или молотый). В России, где кофе еще не стал "национальным" напитком, потребители в большей степени свое предпочтение отдают растворимому кофе.<BR>Исследования компании "Бизнес Аналитика" показали, что доля растворимого кофе на рынке в последние 2 года близка к 50%. На натуральный кофе в прошлом году пришлось 16% рынка. Примерно такое же соотношение натурального и растворимого продукта наблюдается в другой "чайной" стране -- Великобритании.<BR><BR><B>Реклама отвечает</B><BR><B>за потребителя</B><BR>В 2002 году компании Nestle, Kraft Foods, Cacique, Tchibo, Milagro Food заняли около 80% отечественного рынка растворимого кофе. Ведя агрессивную рекламную кампанию, они "приручили" к своей продукции потребителя (крупнейшими рекламодателями на российском рынке в 2001 году были Nestle, Tchibo, Kraft Foods, затратившие на рекламу более $150 млн).<BR>В прошлом году россияне предпочитали марки Nescafe, Pele, Tchibo и Maxwell House. Причем если москвичи больше пили Cafe Pele, то петербуржцы -- Nescafe Classic.<BR>Несмотря на то что в секторе растворимого кофе более 100 торговых марок, компании, уверенно чувствующие себя на рынке, регулярно выводят новые. Причем под новыми марками чаще выводится кофе класса "премиум". Так, в прошлом году появились новые марки кофе Elite, Milagro, Moccona, Grand, Kaffa и др.<BR><BR>"Кофе в пакетиках"<BR><B>выглядит убедительно</B><BR>Достаточно новым является сектор кофейных смесей. В последние годы он занял треть рынка и продолжает динамично развиваться -- все больше компаний, занимающихся фасовкой растворимого кофе, начинают выпускать порционные кофейные смеси.<BR>В прошлом году потребители больше всего пили Nescafe Classic (3 в 1). Также пользовались популярностью Nescafe Capuccino, MacCoffee и Golden Eagle. Тем не менее в России потребление этого кофейного напитка в 2002 году осталось на уровне 2001 года. А в Петербурге даже уменьшилось.<BR><BR><BR><B>Правда о кофе</B><BR>Кофе принадлежит к роду Coffea семейства Rubiaceae. Существует более десятка разновидностей растения кофе, из которых культивируется только две: арабика и робуста.<BR>Арабика отличается сложным ароматом. Робуста -- более высоким содержанием кофеина, а также устойчивостью к болезням, вредителям и воздействию высоких температур. Плоды арабики содержат больше ароматических масел и в 2 раза меньше кофеина, чем плоды робусты. Лучшие зерна дают разновидности арабики типика, бурбон и марагоджип.<BR>На выращивание арабики необходимо больше затрат. Потому этот сорт кофе стоит дороже неприхотливого робусты.<BR>Кофе культивируется в Бразилии, Бурунди, Венесуэле, Вьетнаме, Гваделупе, Зимбабве, Индии, Индонезии, Кении, Колумбии, Коста-Рике, Мексики, Никарагуа, Панаме, Перу, Эфиопии, а также в Доминиканской республики, на Гавайях, Галапагосе и Ямайке.<BR><BR><B>Виды растворимого</B><BR><B>кофе</B><BR>Растворимый кофе -- это концентрат натурального продукта. Для его получения используют смеси зерен первого и второго сортов. Производят растворимый кофе из робусты. Арабика высшего сорта не применяется.<BR>Существует три вида растворимого кофе -- порошковый (или spray dried), агломерированный и сублимированный (или freeze dried). Технология приготовления сублимированного кофе предполагает вакуумную обработку и последующую сушку путем замораживания концентрированного экстракта кофе. Эта разновидность растворимого кофе отличается высоким качеством и ценой.<BR><BR><B>Ввозные таможенные ставки на кофе</B><BR>5% от декларированной стоимости -- на зеленый кофе;<BR>10%, но не менее 0,2 евро за 1 кг -- на фасованный и нефасованный натуральный (жареный и молотый) кофе;<BR>10%, но не менее 0,5 евро за 1 кг -- на фасованный и нефасованный растворимый кофе.<BR><BR><B>Новый стандарт</B><BR><B>на растворимый кофе</B><BR>С 1 января 2003 года вступил в силу новый государственный стандарт на растворимый кофе.<BR>Разработкой стандарта занимались сотрудники НИИ пищеконцентратной и специальной пищевой технологии. Инициатором же выступала "Организация производителей кофе в России".<BR>Новый ГОСТ устанавливает стандарты качества, это значительно упрощает процедуру сертификации для производителей.<BR>В новом ГОСТе четко прописаны требования к этому виду напитка. Введен метод идентификации, позволяющий достаточно точно определить, настоящий ли этот кофе (поскольку больше всего подделок кофе зафиксировано среди порошкового растворимого кофе, упакованного в жестяную тару).<BR>В новом стандарте также оговорены основные категории растворимого кофе: порошковый, фриз-драй, декофенизированный.