Автомобилистам предлагают лекарство от страха по договорной цене

Обязательное страхование автогражданской ответственности будет вводиться в России чуть больше чем через 4 месяца. Однако многие параметры процедуры пока неизвестны.

<BR><BR>Обязательное страхование автогражданской ответственности будет вводиться в России чуть больше чем через 4 месяца. Однако многие параметры процедуры пока неизвестны.<BR><BR>По закону в течение полугода, начиная с 1 июля 2003 года, все владельцы автотранспортных средств должны будут оформить соответствующие страховые полисы. Правда, Правительство РФ до сих пор не может утвердить ни размер тарифов, ни правила по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).<BR>Представители страхового сообщества рассчитывают, что это произойдет до 1 марта этого года. Иначе, по их мнению, сроки вступления закона в силу придется отодвигать.<BR><BR><B>Коэффициент</B><BR><B>для сельской местности</B><BR>На сегодняшний день предварительная базовая цена годового полиса определена в 1980 рублей. В зависимости от региона к ней будут применяться различные коэффициенты.<BR>Ожидается, что для Москвы будет применен максимальный коэффициент 2. (То есть полис ОСАГО будет стоить в случае утверждения обсуждаемого сейчас базового тарифа 3960 рублей.) Минимальный коэффициент (для деревенской глубинки или, скажем, северных районов тундры) будет равняться 0,4.<BR>Для Петербурга коэффициент составит 1,8. (Стоимость полиса ОСАГО -- 3564 рубля.) "Территориальный" коэффициент -- не единственный из возможных. Будут введены также коэффициенты, учитывающие водительский стаж и возраст водителя, мощность автомобиля, коэффициент частичного использования (когда автомобилем пользуются, например, только летом).<BR>Страховая сумма определена в размере 400 тысяч рублей. Из них 160 тысяч рублей -- по вреду имуществу, и 240 тысяч рублей -- по вреду жизни и здоровью. Страховая компания, клиентом которой является виновник аварии, будет расплачиваться с пострадавшей стороной с соответствии с этими лимитами.<BR>Закон об ОСАГО должен вступить в силу 1 июля 2003 года. После вступления закона в силу владелец транспортного средства должен будет предъявить полис ОСАГО при прохождении техосмотра, регистрации или перерегистрации автомобиля, а также при въезде на автотранспортном средстве на территорию России. С 1 января 2004 года полис обязательного страхования автогражданской ответственности обязаны иметь все автовладельцы. К тем же, у кого этого полиса не окажется при проверке, будут применяться административные меры. Эти меры будут, судя по всему, сравнимы с теми, что применяются в отношении автовладельцев, не имеющих свидетельства о прохождении техосмотра.<BR>Страховщикам закон выгоден в первую очередь потому, что он дает им возможность прямого выхода на потенциальных страхователей. Расчет прост: не меньше 10% граждан -- водители, которые, застраховав в обязательном порядке свою ответственность перед третьими лицами, тут же или спустя некоторое время застрахуют и свой автомобиль, и свое здоровье.<BR><BR><B>Кормушки не будет</B><BR>"Хотелось бы подчеркнуть, что не надо воспринимать введение обязательного страхования автогражданской ответственности как дополнительный налог или кормушку для страховых компаний. Опыт большинства стран Европы, где такие законы действуют длительное время, показывает, что суммы выплат превышают или равны объему сборов, -- говорит первый заместитель генерального директора ОАО СК "Русский мир" Лев Сыркин. -- Лишь немногие страховые компании региона смогут принять непосредственное участие в обязательном страховании автогражданской ответственности. Получение лицензии связано с большими материальными затратами, которые необходимо осуществить для подготовки к лицензированию. Необходимо создать сеть региональных представительств во всех субъектах РФ, разработать специальное программное обеспечение, организовать сеть продаж, службы аварийного комиссариата и урегулирования убытков. Поэтому большинство страховых ком-<BR>паний будут продавать чужие страховые полисы на основе агентских договоров".<BR>"Особого ажиотажа в связи с введением закона в силу, на мой взгляд, не предвидится, -- считает Лев Сыркин. -- У автомобилистов есть время на приобретение полисов до конца 2003 года. Уже сейчас многие компании развивают сети розничных продаж, поэтому доступность при покупке полисов будет обеспечена. Так, например, страховая компания "Русский мир" сегодня реализует ряд розничных проектов: продажу полисов через банковские окна совместно с ОАО "Промышленно-строительный банк", реализацию полисов через автосалоны, автозаправки, салоны связи и места регистрации автомобилей".<BR><BR><B>Полис против угона</B><BR>"Пока трудно прогнозировать, как будет проходить в нашей стране внедрение ОСАГО, -- рассуждает директор петербургского филиала ОАО "РОСНО" Юрий Ламоткин. -- Все будет зависеть от того, какие тарифы и какие правила в конечном итоге утвердит Правительство РФ. Когда это произойдет, пока неясно. Сегодня нельзя исключать возможности того, что это состоится, скажем, в августе, спустя месяц-полтора после вступления закона в силу".<BR>"На сегодня в Петербурге, по официальным данным, зарегистрировано около 1 млн автомобилей, а в Ленинградской области -- около 300 тысяч, -- говорит Юрий Ламоткин. -- Сколько из них реально эксплуатируется и, главное, сколько из них будет застраховано, сказать сложно. Опять начались разговоры о том, что автомобили МВД или Государственного таможенного комитета страховаться в рамках ОСАГО не должны. Очень хорошим результатом для одной страховой компании, я думаю, будет выдача в Петербурге 25-30 тысяч своих полисов ОСАГО".<BR>"Пока ясно одно. В любом случае тарифы на страхование самого автотранспорта, а не ответственности его владельца перед третьими лицами в ближайшее время вырастут, -- полагает Юрий Ламоткин. -- Слишком участились в последнее время случаи угонов автомобилей в Петербурге".<BR><BR><B>Три года форы</B><BR>"Уверена: тарифы и правила ОСАГО Правительство РФ утвердит до 1 марта текущего года, -- говорит генеральный директор САО "Медэкспресс" Наталья Шумилова. -- Иначе придется переносить срок вступления закона в силу. Ведь страховым компаниям для работы на рынке ОСАГО надо будет получить лицензию Госстрахнадзора. Для того, чтобы получить эту лицензию, страховая компания должна предъявить расчеты, которые невозможно сделать без утвержденных тарифов".<BR>"Из объема собранных страховых премий по обязательному страхованию автогражданской ответственности страховая компания сможет потратить на текущие расходы только 20%. А административные расходы потребуются значительные. Ведь компаниям придется создавать собственные службы аварийных комиссаров, оплачивать услуги по экспертизе ущерба, а цены на них обязательно вырастут.<BR>Наконец, компаниям придется тратить большие деньги на печать полисов, которые должны быть ограждены от подделки несколькими степенями защиты, -- пояснила Наталья Шумилова. -- Еще 3% от объема собранных премий будут перечисляться компаниями в резервный фонд для осуществления компенсационных выплат тем, кто пострадал от незастрахованного или неизвестного автотранспортного средства. Правда, компенсационный механизм заработает только в следующем году, когда фонд сформирует достаточное количество денежных средств. Оставшиеся 77% компания будет резервировать для выплаты пострадавшим от действий своих клиентов самостоятельно. При этом если компания по итогам года получит от этого вида страхования более 5% прибыли, то разницу она должна будет перечислить в свои страховые резервы. Как показывает опыт других стран, внедрявших обязательное страхование автогражданской ответственности, пик выплат по полисам приходится на третий год после вступления в силу соответствующего закона. И, если компании не будут резервировать средства, они могут разориться и обрушить рынок".