"Пятерочка" снижает издержки, оптимизируя логистику

Служба логистики сети универсамов "Пятерочка" стала одним из наиболее важных стратегических подразделений компании, которое обеспечивает эффективность выполнения всего процесса цепочки товародвижения, от производителя до покупателя.

<BR><BR>Служба логистики сети универсамов "Пятерочка" стала одним из наиболее важных стратегических подразделений компании, которое обеспечивает эффективность выполнения всего процесса цепочки товародвижения, от производителя до покупателя.<BR><BR>Служба логистики приступила к работе в 1999 году, когда были открыты первые 17 универсамов. "Мы изначально создавали логистику как собственное подразделение компании. Стратегия развития "Пятерочки" предполагает создание эффективной и крупной продуктовой отечественной сети, охватывающей практически все крупнонаселенные города России. Бесперебойно, качественно и с наименьшими издержками обеспечить все грузоперевозки в таком масштабе может только собственная логистическая структура. Создавая ее, мы учитывали опыт самых эффективных зарубежных продуктовых сетей (Wall-Mart, Spar, Tesco и т.д.), который адаптировали под местные условия и дополняли собственными разработками", -- утверждает генеральный директор ООО "Агроторг" (сеть магазинов "Пятерочка") Сергей Лепкович.<BR><BR>В основе --<BR><B>информатизация</B><BR>Основой подразделения оптимизации товародвижения стало программное обеспечение, разработанное собственными программистами компании.<BR>Система автоматизации розничной торговли, установленная в сети магазинов, называется "Пятерочка+". Система автоматизирует и в значительной мере упрощает такие процессы, как логистика, закупка, реализация, товародвижение в магазинах, в значительной мере помогает соблюдать режим жесткой экономии и предотвращения потерь. По словам Сергея Лепковича, во многом благодаря системе были значительно уменьшены удельные складские расходы, ускорились погрузка и разгрузка, товародвижение внутри магазина. В целом благодаря торговой системе удалось снизить общие издержки более чем на 30%. В то же время система позволяет изначально избегать лишних трудозатрат. Согласно штатному расписанию в каждом магазине работает по 17-20 человек в смену -- против 60-70 в аналогичном универсаме.<BR>"Наша служба логистики находится в постоянном развитии. В текущем году мы планируем внести кардинальные изменения в ее работу, так как "Пятерочка" существенно увеличила количество своих магазинов, причем не только в Санкт-Петербурге (80 магазинов) и Москве (58 магазинов), но уже в Воронеже (пять магазинов) и Челябинске (три магазина).<BR>Темпы роста компании будут сохраняться, поэтому в 2003 году нами будет запущен новый, современный логистический центр площадью 30 тысяч м2. Стоимость проекта оценивается в $7 млн", -- делится планами Сергей Лепкович.<BR><B>Логистический терминал</B><BR>Центр разместится в двух корпусах на ул. Седова, 11 (бывший Завод турбинных лопаток). Один из них будет превращен в 5-этажный офисный центр, в котором расположится центральное представительство сети магазинов "Пятерочка". В другом разместится логистическо-распределительный центр, включающий в себя складской терминал, офисы для менеджеров, административно-бытовые помещения.<BR>Сам склад будет разделен на два отделения -- "сухое" и "холодильное". Первое, площадью 20 тысяч м2, рассчитано на 20 тысяч паллето-мест для тех товаров, которые можно хранить при любой температуре -- от -18 0С до +18 0С.<BR>Для охлажденных и замороженных продуктов, которые складируют в холодильные и морозильные камеры, отведено 5 тысяч м2. Одновременно на складе можно будет держать 3 тысячи видов товаров -- при том, что ежедневно через него будет проходить 1200 тонн груза.<BR>Программное обеспечение терминала позволит контролировать все операции по движению товара, начиная от их поставки на склад и заканчивая распределением по магазинам.<BR><BR><B>Новая технология</B><BR>По словам Сергея Лепковича, сейчас "Пятерочка" внедряет эффективную технологию по управлению розничным складом Exceed. Эта технология оптимизирует самый энергоемкий складской процесс -- сборку (с помощью маркировки каждой упаковки) и упорядочивает приемку, помечая товар ярлыком с уникальным номером и штрих-кодом для каждой паллеты. Таким образом, как утверждает Сергей Лепкович, все логистические издержки сократятся почти на 30%.<BR>Компания ЕХЕ Technologies Inc совместно со своим российским партнером -- Frontstep CIS будет осуществлять внедрение последней версии Exceed WMS в двух крупнейших дистрибуторских центрах "Пятерочки" в России. Exceed будет контролировать работу складов в Московском и в Санкт-Петербургском дистрибуторских центрах, каждый из которых будет способен обслуживать до 500 магазинов.<BR>В целом уровень автоматизации складского комплекса позволит вдвое снизить трудозатраты и сократить время на обработку груза, комплектацию и доставку продуктов в магазины, уменьшить количество персонала на 30%.<BR>По словам Сергея Лепковича, поставщики и покупатели "Пятерочки" со вводом в действие склада получат новые преимущества: "Затраты на операции по движению товара снизятся в 2-3 раза. Работы по логистике возьмет на себя новый терминал. Поставщики смогут продвигать свои товары в любые другие регионы России, в которых будет присутствовать "Пятерочка". Кроме того, уменьшение затрат на логистику позволит снизить розничные цены, а усиленный контроль за условиями хранения и качеством продуктов на складе станет дополнительной гарантией их качества".<BR><BR><BR>Газета "Деловой Петербург" продолжает серию публикаций о роли логистического менеджмента в деятельности петербургских предприятий.<BR>Предыдущие материалы см. в "ДП" за 2002 год №88, 103, 107, 129, 135, 205, 215.<BR>