"Красные шапочки" отдали алкогольщикам

Смена контролеров непищевого спирта может отрицательно сказаться на работе промышленных предприятий

<BR><BR><B>Смена контролеров непищевого спирта может отрицательно сказаться на работе промышленных предприятий</B><BR>Правительство Ленобласти усиливает контроль за производством продукции, содержащей непищевой этиловый спирт, -- теперь надзором за ее распространением займется комитет, который ранее курировал рынок алкогольных напитков.<BR><BR>Он должен перекрыть доступ на потребительский рынок так называемым "жидкостям для обезжиривания поверхности", которую нередко употребляют как алкоголь.<BR>В среде специалистов считают, что смена кураторов может отрицательно сказаться на работе промышленных предприятий и фабрик, потребляющих непищевой спирт в лабораторных целях.<BR>Постановлением правительства Ленинградской области №13 от 5 февраля 2003 года функции по квотированию продукции, содержащей непищевой спирт, были переданы Комитету государственного контроля за ценообразованием и оборотом алкогольной, табачной, иной подакцизной продукции правительства Ленинградской области. Ранее распределением выделенных квот между потребителями и организацией на территории области контроля за использованием выделенных квот занимался Комитет промышленности Ленобласти.<BR><BR><B>Пострадают промышленники</B><BR>Сотрудник Комитета промышленности правительства Ленобласти, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что ранее они, как орган квотирования, не имели права контролировать оборот: например, потребовать у предприятия документацию. В случаях обнаружения каких-либо нарушений они могли лишь приостановить действие квоты. Теперь комитет по контролю за оборотом алкогольной продукции может сразу приостановить лицензию компании -- производителя продукции, содержащей неэтиловый спирт.<BR>В Комитете промышленности полагают, что с функциональной точки зрения возложение распределительных функций непищевого спирта на комитет, занимающийся алкогольной продукцией, выглядит странно. Однако областная администрация решила, что технические возможности контроля в этой сфере важнее. Сегодня потребители непищевого этилового спирта делятся на две группы: крупные заводы и фабрики, которым он необходим для лабораторных целей, и те предприятия, которые производят спиртосодержащую продукцию. Вторая группа потребляет до 90% этой продукции, и именно за их оборотом и призван следить Комитет по обороту алкогольной продукции.<BR>Однако, по словам сотрудника Комитета промышленности Ленобласти, от смены квотирующего органа пострадает в большей степени именно первая группа -- крупные промышленные предприятия, которым непищевой спирт необходим для работы оборудования основного производства. "Например, машиностроительному заводу может быть необходимо всего 10 литров спирта в год. Но, если им не дать этого количества, огромное предприятие может остановиться. Мы всегда полностью удовлетворяли их небольшие потребности. "Алкогольный" комитет может не разобраться в этой специфике или разбираться слишком долго, для чего им спирт нужен", -- полагают в Комитете промышленности.<BR><BR>На прилавки!<BR>По словам Андрея Орлова, председателя Комитета государственного контроля за ценообразованием и оборотом алкогольной, табачной, иной подакцизной продукции правительства Ленинградской области, Комитет промышленности не может в дальнейшем выполнять эти обязанности, поскольку не имеет контролирующих функций. "Сегодня ни для кого не секрет, что непищевой спирт в конечном итоге попадает на прилавки и зачастую используется как алкогольная продукция.<BR>Например, чистящие средства "Льдинка" и "Снежинка" компании "Биопром". Это продукция дешевая, неподакцизная, и многие ее потребляют. Но надо понимать, что это непищевой спирт и последствия для здоровья -- пагубные, они могут проявляться впоследствии", -- рассказывает Андрей Орлов.<BR>По его данным, квоты по непищевому этиловому спирту в Ленобласти очень большие: около 2 млн дал в год, и соизмеримы с пищевым спиртом, квоты по которому составляли в прошлом году по области около 3 млн дал.<BR><BR><B>Петербургский путь</B><BR>В Петербурге проблемы распределения полномочий нет: все функции контроля за спиртосодержащей продукцией сосредоточены в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли. Распределением квот занимается отдел государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и табачной продукции.<BR><BR><B>Система распределения квот</B><BR>Сегодня распределение непищевого этилового спирта находится под контролем Правительства РФ. Каждый субъект Федерации собирает с предприятий на своей территории заявки на приобретение спирта (у этих предприятий должны быть соответствующие лицензии), которые направляются в Минэкономразвития. Министерство соотносит объемы производства спирта с поступившими заявками и выделяет квоту на каждый субъект Федерации.<BR>Орган по квотированию в каждом субъекте распределяет квоты между предприятиями в соответствии с заявками, а затем обязывает поставщиков продукции заключать договоры с этими предприятиями.<BR>