Международное экспедирование боится войн и любит визиты Путина

Развитие международных отношений и внедрение в бизнес информационных технологий способствуют росту рынка международного экспедирования.

<BR><BR>Развитие международных отношений и внедрение в бизнес информационных технологий способствуют росту рынка международного экспедирования.<BR><BR>Сейчас в мире насчитывается более 100 тысяч экспедиторских компаний, которые контролируют 75-85% перевозимых грузов, и только 15%-25% грузов получается транспортными компаниями непосредственно из рук грузоотправителя, минуя экспедитора. Это соотношение различно для разных рынков. В США, например, экспедиторы контролируют более 90% грузов. В Корее -- менее 60%.<BR>Суммарный оборот 10 крупнейших экспедиторских компаний в 1999 году превысил $30 млрд. При этом эти компании контролируют не более 1,5% рынка каждая. Общий оборот рынка экспедиторских услуг в 1999 году приблизительно оценивался в $200-250 млрд.<BR>Достоверные данные по России отсутствуют. Известно лишь, что на начало 2000 года в России было зарегистрировано более 17.000 экспедиторских компаний.<BR><BR><B>Агенты</B><BR>Отрасль экспедирования глобальна, так как конкуренция идет на общемировой основе, а конкурентная позиция компании в одной стране значительно влияет на ее позиции в другой. Компании, которые непосредственно не работают на рынке той или иной страны, входят в международные экспедиторские организации или действуют через агентов, что позволяет им конкурировать на глобальной основе.<BR>"Например, успехи "Геологистикс" в Германии значительно улучшают наши позиции в России, а успешная работа нашего офиса способствует бизнесу офиса "Геологистикс" в Калгари (Канада). Текущая деятельность нашей компании требует постоянного взаимодействия с партнерами и коллегами в самых разных странах -- от Новой Зеландии до Исландии и от Албании до Тайваня", -- считает Александр Дроздов, вице-президент ЗАО "Геологистик СНГ сервис".<BR>В крупных странах существует внутринациональное экспедирование. Но доля компаний, которые занимаются данным видом бизнеса, существенна только в двух странах -- США и Китае. В России рынок внутреннего экспедирования довольно мал. В большинстве случаев перевозки осуществляются путем взаимодействия грузоотправителя и владельца транспортного средства.<BR><BR><B>Активный рост</B><BR>"Экспедирование как отрасль сейчас находится в стадии активного роста. Обороты в отрасли ежегодно растут на 5-8%. Число компаний, работающих в этом бизнесе, также увеличивается с каждым годом. Для России это еще более характерно, чем для остального мира", -- считает Александр Дроздов.<BR>Значительно увеличило потребность в экспедиторских услугах внедрение новых информационных технологий и стирание границ между странами.<BR>Все более востребованы услуги компаний, которые могут перевезти что угодно, откуда угодно и куда угодно. Первыми это осознали крупнейшие мировые почтовые службы. Следствием этого явился процесс покупки глобальных экспедиторских компаний мировыми службами срочной доставки. Например, Deutche Post / DHL купила компанию Danzas, ранее поглотившую крупного экспедитора AEI, UPS купила Fritz Companies.<BR><BR><B>Визиты Путина и войны</B><BR>На экспедирование влияет целый ряд факторов. Например, двусторонние отношения между странами. По мнению Александра Дроздова, после государственных визитов Президента РФ Владимира Путина происходит всплеск грузоперевозок. Ухудшение отношений с прибалтийскими государствами может вызвать рост перевозок через петербургский морской порт.<BR>Важна реализация международных государственных программ. "Например, значительный объем перевозок компании "Геологистикс" составляют межгосударственные программы "Совместное сокращение угрозы" и "Переоснащение российских АЭС"", -- утверждает Александр Дроздов.<BR>Военные действия и политическая нестабильность оказывают сложное действие на грузоперевозки: сворачиваются все инвестиционные проекты и уменьшаются или прекращаются перевозки товаров народного потребления. С другой стороны, возрастает объем перевозок, обеспечивающих военные действия, и перевозок грузов гуманитарной помощи. Например, 1,5 года назад шла активная работа по доставке гуманитарной помощи к границам Афганистана. Также данный фактор вызывает изменение маршрутов грузоперевозок. Например, вследствие осложнения ситуации вокруг Афганистана резко уменьшился грузопоток в Среднюю Азию по транспортному коридору порт Бандар-Аббас (Иран) -- Сарахс (погранпереход между Ираном и Туркменистаном) -- Средняя Азия и, соответственно, возрос поток через российские и украинские порты Черного моря и петербургский порт.<BR><BR><B>Порты и аэропорты</B><BR>Оказывает влияние и государственное регулирование грузоперевозок. Например, приказ 2000 года о запрете перевозок некоторых товаров народного потребления (чая и др.) через территорию Финляндии вызвал приток этих грузов в порт Санкт-Петербурга. Лоббирование интересов различных портов, аэропортов и т.п., по оценке участников рынка, характерно для России.<BR>На российских участников рынка экспедирования оказывают влияние и изменение в порядке применения железнодорожных тарифов, регулирование других видов транспорта. Пример -- переход в железнодорожных перевозках через российские порты с тарифа МТТ на тариф 10-01 мгновенно привел к переориентированию европейских грузопотоков с транзита через Брест и Чоп на транзит через Санкт-Петербург и Новороссийск.<BR>Влияют на экспедирование и изменения в инвестиционном законодательстве. Реализация любого инвестиционного проекта означает значительный грузопоток.<BR>Законы по защите окружающей среды ограничивают допуск российских транспортных средств (самолетов и автотранспорта) за границу и резко ограничивают возможности российских транспортных компаний, что в свою очередь увеличивает стоимость грузоперевозок.<BR>На рынок экспедирования в последнее время влияют новые достижения в различных областях промышленности. Это вызывает необходимость технического перевооружения и, соответственно, значительно увеличивает грузоперевозки нового оборудования из-за рубежа.<BR>Технологические достижения в сфере транспорта уменьшают сроки доставки товаров, увеличивают грузоподъемность транспортных средств. Например, прорывом в перевозках негабаритных грузов может стать развивающееся применение дирижаблей.<BR>