00:0010 февраля 200300:00
17просмотров
00:0010 февраля 2003
Рынок печатающего оборудования продолжает развиваться -- расширяется ассортимент, идет перераспределение долей между секторами рынка, усиливается конкуренция производителей.
<BR><BR>Рынок печатающего оборудования продолжает развиваться -- расширяется ассортимент, идет перераспределение долей между секторами рынка, усиливается конкуренция производителей.<BR><BR>В 2003 г., по прогнозам исследовательской компании IDC, объем рынка в натуральном выражении составит более 2 млн устройств. При этом рост рынка несколько замедлится: 20% против 30% в 2002 году (см. табл.). Аналитики IDC связывают это с насыщением рынка.<BR>Наибольший рост в 2003 году ожидается в секторе недорогих струйных принтеров и монохромных лазерных производительностью менее 20 стр./мин. Продажи цветных лазерных аппаратов также будут расти.<BR><BR><B>Особенности</B><BR><B>национального рынка</B><BR>Для российского потребителя ценовой фактор является доминирующим при выборе типа принтера. Приобретая дешевые печатные устройства, они прежде всего руководствуются низкой стоимостью первоначальной покупки (цена на некоторые модели принтеров составляет меньше $40). Стоимость же владения таких аппаратов (стоимость принтера, затраты на обслуживание и расходные материалы на весь срок эксплуатации) значительно выше, чем у дорогих устройств (расходы на печать у которых меньше в несколько раз).<BR>Российский рынок принтеров в основном развивается за счет корпоративных потребителей. Это показали исследования, проведенные компанией "Комкон-СПб" в 2002 году. Доля частных потребителей печатающих устройств мала -- в России она составила 3,9% целевой группы, в Петербурге -- 5,6%. Причем "домашние" пользователи, предпочитающие недорогие струйные принтеры, составляют больше половины опрошенных (см. табл.).<BR><B>Дешево, но сердито</B><BR>Наиболее динамичным является сегмент струйных принтеров стоимостью до $100. Итоги первого полугодия 2002 г., подведенные исследовательской компанией ITResearch, показали увеличение продаж в этом сегменте почти в 2 раза (см. табл.).<BR>Поэтому сектор струйных принтеров, занимающий около 60% рынка, стал настоящим полем битвы для производителей. Для завоевания клиентов ведущие компании -- Hewlett- Packard, Epson, Canon, Lexmark стали расширять технические возможности своих струйных устройств: увеличили разрешающую способность, улучшили цветопередачу. Если до недавнего времени основной проблемой струйных принтеров считалась низкая скорость печати и высокая стоимость конечного продукта, то в прошлом году появились модели с производительностью 18 страниц в минуту и низкой стоимостью печати (около $0,09 за цветную страницу и менее $0,02 за черно-белую).<BR>По этим параметрам "струйники" стали очень близки к показателям простых лазерных принтеров, что дало возможность напрямую конкурировать с ними.<BR>В 2003 году производители готовятся еще больше увеличить долю сектора скоростных струйных принтеров на рынке за счет продвижения струйной технологии глубже в бизнес-сферу.<BR><BR><B>Черно-белый взгляд</B><BR><B>на вещи</B><BR>В 2001 году наибольшей популярностью на российском рынке пользовались монохромные лазерные принтеры со скоростью печати 13-20 стр./мин (относительно 2000 г. продажи увеличились в 8,5 раза). Итоги первого полугодия 2002 г. показали падение продаж в этом секторе в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Это свидетельствует о насыщении рынка.<BR>В первом полугодии 2002 года больше всего продавалось монохромных лазерных принтеров производительностью 9-12 стр./мин. Отрицательную динамику в этот период показал сектор принтеров с более низкой скоростью печати (см. табл.). Существенное падение продаж низкоскоростных лазерных принтеров -- следствие увеличения сектора скоростных струйных устройств. Тем не менее в III квартале 2002 г. общие продажи черно-белых принтеров, по данным IDC, увеличились на 23%.<BR>В 2002 году на рынке лазерных принтеров также ожесточилась конкурентная борьба. Ее причиной стало появление более дешевых принтеров компании Samsung. Ранее Samsung вообще отсутствовала на этом рынке и за год смогла занять около 15% российского рынка лазерных принтеров стоимостью до $250.<BR><BR><B>Мир в цвете</B><BR>В последние 2 года мировой рынок достаточно интенсивно завоевывается цветными лазерными принтерами. Особенно в странах Восточной Европы, где по итогам 2001 года продажи в количественном выражении выросли на 200-500%.<BR>В первом полугодии 2002 г. тенденция роста в основном сохранилась, хотя темпы упали в 4-6 раз. В 2003 году аналитики из IDC прогнозируют рост продаж в странах Восточной Европы на 40-60%. А к 2004 году продажи цветных лазерных принтеров на мировом рынке превысят 2 млн штук.<BR>Основным сдерживающим фактором для развития российского рынка цветных лазерных принтеров долгое время оставалась цена. Однако со снижением стоимости цветного лазерного оборудования до $1000 рынок начал расти. В первом полугодии 2002 г. продажи увеличились на 50% по сравнению с первым полугодием 2001 г. Доля сектора составила около 2,5% общего рынка принтеров. Причем тенденция развития рынка такова, что с приближением цветных лазерных принтеров к черно-белым по стоимости владения и скорости печати последние будут быстро вытеснены с рынка.<BR><BR><B>"Динозавры" рынка</B><BR><B>живут и не сдаются</B><BR>Рынок матричных принтеров в прошлом году также претерпел ряд существенных изменений. Уже несколько лет происходит снижение продаж в этом секторе. Если в 1999 году доля матричных принтеров на отечественном рынке составляла 17%, то в III квартале 2002 г. она сократилась до 7%. Ежегодно происходит уменьшение доли матричных принтеров на российском рынке в среднем на 30%.<BR>Одной из причин падения продаж в этом секторе является снижение розничных цен на низкоскоростные струйные устройства (за прошедший год цены на "струйники" упали в среднем на 17%) и перемещение потребительского спроса в тот сектор.<BR>Но сокращение сектора не пугает производителей. Поскольку одно из важнейших достоинств этих устройств -- низкая цена печати. Поэтому основными пользователями матричных аппаратов являются крупные фирмы и государственные структуры, ежедневно печатающие большое количество текстового и графического материала, не предъявляющие при этом высокого требования к качеству печати.<BR>В прошлом году на российский рынок вышло несколько новых игроков, один из которых достаточно быстро занял лидирующую позицию. За год своего присутствия на рынке компания Oki заняла около 50% этого сектора. При этом лидеры 2000 года -- компании Star и Еpson значительно сократили свое присутствие в секторе. В прошлом году на рынок также вышла компания Olivetti. Ее доля в IV квартале 2002 г. составила более 6% рынка матричных принтеров.<BR>