Искусство сметать все на своем пути

На первом своем вернисаже Павел Николаев появился в рыжеватой робе, в ухе серьга, во рту "беломорина", в кармане мобильник, на лопате велосипедный звонок, -- для того чтобы расчищать путь себе и лопате. Ко всему этому можно добавить псевдо-перформанс Нико

<BR><BR>На первом своем вернисаже Павел Николаев появился в рыжеватой робе, в ухе серьга, во рту "беломорина", в кармане мобильник, на лопате велосипедный звонок, -- для того чтобы расчищать путь себе и лопате. Ко всему этому можно добавить псевдо-перформанс Николаева, вернее, то, что могло бы показаться всамделишным перформансом, не будь автор дворником на самом деле: на эстетствующую (и не очень, по правде, поскольку среди приглашенных угадывались и работники жилищных служб) публику он шевелил лопатой пенопластовый ворох.<BR>Казалось бы, все приличные люди в свое время перебывали дворниками: "дворничество" -- это своего рода показатель особого отношения к действительности, непризнанного интеллекта и творчества. Но если большинство петербургских художников (слова или дела) уже давно вышли из подполья, заполучив дворничьи квартиры или занявшись своим предназначением, то в подобном статус-кво, казалось бы, должна быть зарыта особая философская мысль. О "кресте", например, он же лопата. Но все оказывается предельно просто. В разговоре Павел Николаев признался, что все дело в привычке -- не может он выходить на работу позже семи.<BR>Как тут можно удержаться и не порассуждать о том, что художник -- это всегда мусорщик, а фотограф -- тем более: кто, как не он, собирает огрызки реальности, фантики, шелуху, то, что бросили, за чем не доглядели. Но здесь как раз и кроется подвох, поскольку в данном случае нет позиции нарочитости. Собственно, и позиции нет, есть просто жизнь, привычка, фотография. Все фотографии разножанровы -- натюрморты, портреты, ню...<BR>Есть даже стрит-фотография, не поместившаяся на этой выставке, чего чрезвычайно жаль -- это единственный фотограф в Петербурге, у которого раньше всех начинается световой день. Немного наивный взгляд отнюдь не портит его работы. Особенно любопытна серия портретов коллег по цеху -- "Боевые подруги", "День рожденья -- грустный праздник" или вот ню -- кладовщица РЭУ №16. Трогательны натюрморты, подобранные по роду деятельности -- там гвоздик, здесь перышко, тут детская фотография, стеклянные колбочки, искривленные зеркала и т.п. По сути, подобный метод собирания натюрмортов используют решительно все, только мотивы здесь иные: Павел Николаев действительно не может не собирать то, что выбрасывают другие. Понятно, что здесь любопытнее контекст, чем визуальные открытия. Хотя есть в этом нечто, что наверняка нашлось бы в фотографиях сокурсников "мусорщика" по Мухинскому училищу, если бы те вдруг вздумали стать профессиональными регулировщиками или мойщиками окон.