У российского быстрого питания неуемный аппетит

Темпы развития российского рынка быстрого питания (фаст-фуда) достаточно высоки. Но сам рынок развивается неравномерно и освоен только на 10-15%.

<BR><BR>Темпы развития российского рынка быстрого питания (фаст-фуда) достаточно высоки. Но сам рынок развивается неравномерно и освоен только на 10-15%.<BR><BR>По предварительным итогам 2002 года емкость российского рынка быстрого питания составила около $1 млрд (для сравнения: американцы на быстрое питание тратят $284 млрд в год). Основные объемы продаж приходятся на Москву и Петербург.<BR><BR><B>Нашествие сетей</B><BR>В Петербурге, по данным Комитета экономики, промышленной политики и торговли, к концу 2002 года насчитывалось 1347 предприятий быстрого питания, в том числе 10 крупных сетей. В этом ряду заметное место занимают московские и зарубежные компании: "ЮНТД" (сеть Sbarro), "Ланч" (сеть "Елки-палки"), GrillMaster, "Теремок", "Му-Му" и компания "Росинтер". Последняя владеет более чем 80 ресторанами в России, СНГ и Европе (сети ресторанов "Ростикс", Патио Пицца, TGI Fridays, Американский бар&гриль, "Испанский уголок", "Планета суши", "Санта Фе" и др.) и собирается открыть еще четыре своих заведения в Петербурге под маркой Patio Pizza.<BR>Северная столица богата и своими марочными заведениями: "Петербургское бистро", "Сказка", "Печки-Лавочки", "У тещи на блинах", "Жили-были". Российские закусочные, почувствовав рост спроса на вкусную и несложную в приготовлении еду, готовы сразиться с американским McDonald's. Вероятно, это сражение уже началось: осенью в Петербурге открылось бистро под названием "Блин-Доналдс".<BR><BR><B>Столичный размах</B><BR>Лидирующее положение среди всех региональных рынков быстрого питания занимает московский рынок с 10-миллионным населением. По данным исследовательской компании MAGRAM Market Research, его объем в 2002 году превысит $480 млн (в 2001 году -- $300 млн), а к 2007 году, по оценкам экспертов, вырастет до $1,5 млрд. Емкость петербургского рынка в этом году составит $220 млн, а рост прогнозируется на 10-12% в год.<BR>В первом полугодии 2002 года в Москве открыто более 140 новых предприятий, в Петербурге -- 64. Наиболее динамично развиваются московские сети "Крошка-Картошка", "Теремок", Steff: за прошедший год их стало в 2 раза больше.<BR>В ближайшие 2 года в Москве будут открыты 250 новых точек быстрого питания, 170 предприятий должны подвергнуться реконструкции. Особое внимание планируется уделить количеству предприятий фаст-фуда в спальных районах, на транспортных узлах, вокзалах, в парках, зонах отдыха и торгово-развлекательных комплексах.<BR>Высокие темпы развития рынка сохранятся, по мнению экспертов, еще 2 года. После этого прирост рынка будет осуществляться за счет регионов.<BR>Несмотря на то что российский рынок быстрого питания находится в стадии становления, уже сформировалась определенная группа потребителей этих услуг. Также сложились сегменты данного рынка -- по ценовому уровню и по типу торговых точек: тележки, киоски; мобильные сети (автобуфеты); стационарные точки; сезонные объекты (летние кафе, тележки по продаже мороженого и напитков и т.п.) (см. табл.).<BR><BR><B>Гамбургер, картошка, блин</B><BR>В России представлены как зарубежные, так и отечественные операторы рынка быстрого питания. Пионером и лидером российского рынка фаст-фуда является компания McDonald's, открывшая свой первый ресторан в Москве в 1990 году. Сегодня компания владеет 79 российскими ресторанами, восемь из которых -- в Петербурге. Несколько позже на российском рынке появились закусочные Pizza Hut, Subway и Kentucky Fried Chicken (KFC). <BR>Другие мировые операторы рынка фаст-фуда -- Burger King, Taco Bell и ряд других -- выжидают и в Россию не торопятся (см. табл.).<BR>Присутствие зарубежных фаст-фудов на российском рынке подтолкнуло к развитию отечественных сетей быстрого питания, которые сделали акцент на национальной кухне. "Русское бистро", "Крошка-картошка", "Теремок", "Пирожки из печи", "Му-Му" противопоставили гамбургерам, чизбургерам и хот-догам русские блины, печеную картошку и пироги. Но отечественные марочные сети пока значительно уступают безымянным фаст-фудам (особенно в регионах), многочисленным палаткам с шавермой, хот-догами и курами-гриль.<BR><BR><B>Инструктор из Америки</B><BR>Большинство мировых сетей фаст-фуда распространяются по схеме франчайзинга. В США франчайзинг в сфере быстрого питания занимает 26% общего рынка франчайзинга. Крупнейшая сеть быстрого питания -- MсDonald's насчитывает около 30 тыс. франшизных точек, Subway -- около 17 тыс. Американская сеть закусочных Subway, начав работать в России в 1993 году, сегодня насчитывает 10 российских ресторанов и планирует открыть еще 10 новых.<BR>По схеме франчайзинга также работают сети быстрого питания "Росинтер", "Русское бистро", "Русские блины", "Золотой цыпленок", "Крошка-Картошка", "Елки-Палки", компания "ЮНТД".<BR>В то же время McDonald's, использующий франчайзинг во многих странах мира, в России пошел по другому пути: все заведения под этой маркой принадлежат одной компании, созданной специально для завоевания российского рынка.<BR><BR><B>Два альянса на один</B><BR><B>сегмент</B><BR>Для более четкого позиционирования в своем секторе и для получения возможности влиять на ситуацию в сфере уличной торговли шесть столичных сетей фаст-фуда, торгующие "с колес", в феврале 2001 года создали Московскую ассоциацию предприятий быстрого питания (см. табл.).<BR>Кроме того, поводом к объединению послужило желание этой шестерки участвовать в формировании сектора фуд-корта (ресторанных двориков). По опыту участников рынка, объединение на небольшой территории нескольких предприятий фаст-фуда разных форматов (фаст-фуд в чистом виде, ресторан, кофейня и т. п.) позволяет получить большую прибыль. Создание ассоциации произошло в преддверии открытия торговых центров Auchan, Marktkauf, Metro и "Рамстор".<BR>Крупные компании, владеющие в Москве стационарными сетями, -- McDonald's, "Росинтер", "Ланч" и компания "ЮНТД" -- по инициативе последней создали свой альянс для сотрудничества с владельцами торговых и торгово-развлекательных комплексов, на территории которых планируется создание фуд-кортов. Одной из целей объединения стационарных сетей фаст-фуда является снижение острой конкуренции. Кроме того, совместными усилиями они предполагают добиться улучшения условий аренды.<BR>Что касается петербургских сетей быстрого питания, то пока они предпочитают развиваться самостоятельно, не взаимодействуя друг с другом.<BR><BR><B>Справка</B><BR>Франчайзинг -- это такая организация бизнеса, в которой компания-владелец передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуг под своей маркой. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает владелец.<BR>В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании-владельца, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.<BR><BR><B>Справка</B><BR>По данным московского агентства MAGRAM Market Research, 55% посетителей фаст-фудов -- люди в возрасте 16-24 лет. При этом более взрослая часть аудитории (35-50 лет) в большей степени пользуется мобильными точками питания (автобуфетами и ларьками), в то время как люди в возрасте 25-34 лет в основном предпочитают стационарные сетевые рестораны быстрого питания.<BR>Кроме того, мужчины прибегают к услугам закусочных фаст-фуд 2-3 раза в неделю, тогда как женщины -- 2-3 раза в месяц.<BR><BR><B>Справка</B><BR>В то время как российский рынок быстрого питания активно развивается, рынок США находится в предкризисном состоянии. Компания McDonald's была вынуждена разработать план реструктуризации, согласно которому предполагается закрыть 175 ресторанов, а также прекратить деятельность сети в трех странах.<BR>Другой крупнейший игрок -- компания Burger King также терпит убытки: с 1996 по 2001 год продажи упали на 20%.<BR><BR><B>Справка</B><BR>По данным исследовательской компании "Комкон", в 2002 г. относительным лидером по посещениям сетей быстрого питания стали жители Владивостока. 44% его жителей посетило предприятия фаст-фуда.<BR>В среднем по России предприятиями быстрого питания пользуется 24% всего городского населения (в США -- 85%).