На фабрике готовят штучный товар

Неожиданной популярностью пользовались в конце минувшего года телепроекты "Фабрика звезд" и "Стань звездой". Страна с замиранием сердца наблюдала за тем, как в этих яслях шоу-бизнеса идет борьба за место под солнцем. Будущие эстрадные звезды на глазах у в

<BR><BR>Неожиданной популярностью пользовались в конце минувшего года телепроекты "Фабрика звезд" и "Стань звездой". Страна с замиранием сердца наблюдала за тем, как в этих яслях шоу-бизнеса идет борьба за место под солнцем. Будущие эстрадные звезды на глазах у всего честного народа делали первые шаги в профессии: учились петь, танцевать, держаться на публике, работать в ансамбле. Черная работа по преодолению самих себя -- то, что обычно не выносится на всеобщее обозрение, -- чрезвычайно заинтересовала телезрителей.<BR>Поначалу казалось, что успех проекта определяется чисто обывательским интересом к изнанке жизни поп-звезд. Однако, как выяснилось, публику занимает не только кто с кем дружит, как одевается и что предпочитает на ужин. Ходовым товаром оказался сам процесс воспитания артиста. Тренинг в глазах публики выглядел не менее увлекательным зрелищем, чем парадные выходы на большую эстраду.<BR>Об этих проектах я не могла не вспомнить, побывав на премьере в Учебном театре Академии театрального искусства. Театр недавно открылся после многолетнего ремонта и реставрации и, на первый взгляд, не раскрутился еще как следует. Старая публика отвыкла от этого театрального адреса, а у новой еще не было повода протоптать дорожку на Моховую улицу. И все же, невзирая на январские морозы, зрители заполнили амфитеатр бывшего Тенишевского училища до отказа. Не испугало аудиторию даже стоявшее на афише предуведомление, что, мол, спектакль "Сон в летнюю ночь" играют не выпускники, а студенты третьего курса.<BR>А, может быть, оттого и аншлаг, что театралам интересно заглянуть в завтрашний день? Однако в зале были не только завзятые любители театра.<BR><BR><B>Шекспир в зачетке</B><BR>Молодость артистов, судя по всему, и была решающим фактором зрительского интереса. Не секрет, что петербургское искусство стареет -- вместе с городом. Быть может, Джульетт уже не играют 50-летние тетеньки, но других героинь мы сплошь и рядом видим в исполнении актрис, которые в 3 раза старше, чем хотелось бы. Бывает, смотришь на сцену и ничего понять не можешь. А все-то дело в том, что даже выдающиеся актеры не в состоянии передать чувства, испытываемые мальчиками и девочками, для которых все -- впервые. Как говорится, ненужные вещи забываются.<BR>Или, как объясняла мне одна известная актриса, "все трагедии происходят до 17 лет. Мне это уже не сыграть". Но не все артисты такие умные. Им кажется, что мастерство раздвигает возрастные рамки. А публика стыдливо опускает глаза, если на сцене два очень народных артиста, перешагнувшие пенсионный рубеж, притворяются пылкими любовниками.<BR>Но если старшее поколение зрителей готово крикнуть "не верю", то младшее попросту смеется и покидает зал, не дожидаясь антракта. Чтобы в следующий раз или не прийти в театр вовсе или выбрать спектакль, где их не станут столь примитивно надувать.<BR>К чувству справедливости здесь примешивается и законное желание видеть на сцене молодые лица и людей, не обремененных званиями и устойчивым имиджем. Молодость безжалостна, все мы через это рано или поздно проходим -- сначала как субъекты, а потом как объекты.<BR>В спектакле "Сон в летнюю ночь", поставленном профессором Театральной академии Еленой Черной, -- сплошные субъекты. Их средний возраст до 20. Студенты актерского курса Сергея Паршина еще полны азарта по овладению профессией, учась буквально на ходу, чтобы не сказать "на бегу". Но они уже кое-что умеют. И по сути премьера шекспировской комедии -- это их экзамен по дисциплине, которая называется "сценическое движение".<BR>Пьеса представляет широкие возможности для того, чтобы блеснуть начатками мастерства. Феи и эльфы летают, кувыркаются, танцуют, поют. Главные герои помимо этого дерутся (а искусство сценического боя -- немаловажная часть дисциплины), целуются (отдельные навыки).<BR>Мы таким образом не только следим за развитием действия, но и видим, кто и как преуспел. Публика тут же выявляет отличников и троечников. Так что зачет можно ставить, замеряя децибелы аплодисментов. Причем от спектакля к спектаклю количество высоких оценок увеличивается, а средних -- уменьшается. И спектакль превращается в своеобразный сериал, где герои меняются по мере взросления артистов, а артисты -- по мере познания того, что заложено в пьесе Шекспира.<BR><BR><B>Универмаг или бутик</B><BR>Публика отдает должное красоте и обаянию лирических героев. Кому-то больше нравится взбалмошная Титания, кому-то -- царица амазонок Ипполита. Однако похоже, что и самим артистам, и их сверстникам в зале интереснее наблюдать за комическими персонажами -- группой ремесленников (среди которых ткач, медник, плотник, столяр, портной). Тем более что занимается эта компания тем же, чем и студенты: репетирует пьесу, готовясь сыграть ее в день свадьбы Тезея. Распределение ролей, поиски характера, выбор костюма, парика и грима -- это своего рода спектакль в спектакле, пародия на процесс обучения. Ребята иронизируют и над педагогами, и над самими собой. Учатся смотреть на себя и профессию со стороны. Развивают рефлексию.<BR>Хорош студенческий спектакль и тем, что сегодня ты играешь "голубого героя", а завтра -- столяра, вчера ты царица, а сегодня -- просто безымянная фея. Есть, конечно, случаи, когда назначение на роль -- попадание в десятку. Скажем, Виталий Куликов. Его героя -- ткача Основу -- легко представить заводилой современной молодежной тусовки. Ему приходится буквально ишачить на общий замысел. В списке действующих лиц он отнюдь не первый, но как только появляется на сцене, так сразу же становится любимцем публики.<BR>Собственно, тем и отличается эта "фабрика звезд" от поточного производства: весь товар здесь штучный. Через 2,5 года он "продаваться" будет не оптом, не со склада и не в универсаме.<BR>Собственно, каждый класс в Академии театрального искусства сравним с фирмой известного мастера. И каждый выпускник в той или иной степени несет на себе отпечаток школы. Недаром ученики Льва Додина, Вениамина Фильштинского котируются уже не только на всероссийском, но и на международном театральном рынке. К ним уже, засветившись на фестивалях в Европе, присоединяются воспитанники Владислава Пази.<BR>У студентов Сергея Паршина все еще впереди. "Сон в летнюю ночь" -- лишь первая заявка. Воспитывается курс при Александринском театре, что в известной мере определяет будущее молодых актеров. Однако и на ту сцену (в отличие от учебной) никто не выпустит их "чохом". Так что придется им поодиночке доказывать свою "эксклюзивность". К чему и готовит ребят ранний дебют на большой сцене, добавивший им и мастерства, и куража, и фанов в зрительном зале.