Торговый Петербург осваивается среди европейского шика

Для рынка торговой недвижимости прошедший 2002 год стал переломным, существенные изменения коснулись как форматов торговых объектов, так и принципов организации торговли.

<BR><BR>Для рынка торговой недвижимости прошедший 2002 год стал переломным, существенные изменения коснулись как форматов торговых объектов, так и принципов организации торговли.<BR><BR>Все большее число владельцев торговых центров делает ставку на многофункциональность.<BR>В этом они следуют общемировым тенденциям, когда, создавая торгово-развлекательные комплексы, их владельцы рассчитывают удовлетворить самые разносторонние потребности потенциальных посетителей, увеличивая тем самым собственный доход. Резко активизировалось строительство крупноформатных торговых комплексов, еще больше объектов находится в стадии проектирования. Показательно, что именно в прошлом году начались работы на многих прежде незавершенных и запущенных объектах.<BR><BR><B>Купи-продай</B><BR>Рынок торговых помещений стал самым активным и динамично развивающимся сегментом рынка недвижимости Петербурга. Это формирует повышенный спрос на торговые площади, и, по оценке аналитиков, спрос в настоящее время превышает предложение на 15-20%.<BR>Высок спрос на торговые площади больших размеров со стороны известных международных и столичных брэндов, которые вышли на петербургский рынок либо планируют это сделать. Среди них можно выделить прежде всего московские сети: "Перекресток", "М. Видео", "Старик Хоттабыч", "СпортМастер".<BR>Пока доля современных торговых центров крупного масштаба в городе не превышает 7% от общего количества торговых площадей. В то же время торговые комплексы представляют собой наиболее эффективный формат розничной торговли. Организация торгового пространства, расстановка арендаторов, набор дополнительных услуг (отдых, общепит, банкоматы и обменные пункты, точки услуг сотовых операторов) дает результат, несравнимый с отдачей отдельной торговой точки.<BR><BR><B>Зона конкуренции</B><BR>Создание именно "цивилизованных" торговых комплексов и постепенное вытеснение рыночной и "ларечно-палаточной" торговли меняет правила игры в торговой сфере Петербурга. Появившиеся и строящиеся торговые комплексы являются прямыми конкурентами существующих с советских времен универмагов.<BR>Современных центров торговли, копирующих или стремящихся быть похожими на западные аналоги, в городе немного. Первоначально они стали открываться на окраинах. Реализованных проектов в центре города пока нет, хотя на данный момент несколько объектов находятся на разных этапах проектирования и строительства.<BR>Ситуация не в пользу бывших советских предприятий торговли складывается на протяжении ряда последних лет. Универмагам мешает конкурировать низкое качество менеджмента, а также непродуманная ассортиментная, арендная и ценовая политика. К слову сказать, схожими недостатками страдают и некоторые современные торговые центры.<BR><BR><B>Борьба за выживание</B><BR>Многие из универмагов города оказались в результате на грани банкротства, не выдерживая конкуренции с появляющимися современными торговыми центрами. Некоторым из них удалось кардинальным образом изменить ситуацию и провести реструктуризацию. Показательный пример -- универмаги "Фрунзенский" и "Кировский". Еще год назад последний отличался непродуманной арендной политикой.<BR>Это выражалось в том, что в переходах между этажами были устроены "развалы-барахолки". В то же время магазины непосредственно в торговых залах были расположены на вполне качественных торговых площадях. Таким образом в погоне за сиюминутной прибылью был потерян имидж универмага.<BR>Теперь управляющие пытаются исправить ошибки, увеличив площадь универмага и разместив на них в качестве якорей известные в городе сетевые магазины.<BR><BR><B>Торговля по-крупному</B><BR>Одной из основных тенденций последнего времени на рынке торговых площадей является резкое укрупнение новых строящихся объектов и рост спроса на качественные помещения в выгодно расположенных торговых центрах. Как правило, магазины в торговых центрах сдаются в аренду, предложения по продажам площадей в торговых центрах на рынке Петербурга редки.<BR>Экономический размер предлагаемых торговых площадей обычно варьируется от 20-40 до 200-350 м2. В последнее время отмечается тенденция увеличения площадей магазинов в торговых центрах. Интерес к крупным магазинам проявляют торговые сети, многие из которых не ограничиваются представительством только в одном центре и зачастую являются "якорями" одновременно в нескольких объектах.<BR><BR><BR><B>Статистика</B><BR>По данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, оборот розничной торговли за 11 месяцев 2002 года составил 125,4 млрд рублей; можно прогнозировать, что за весь год розничный товарооборот вполне может составить более 135 млрд рублей.<BR><BR>В настоящее время на потребительском рынке города функционируют фактически только частные предприятия. В структуре оборота на непродовольственные товары приходится около 60% общего объема продаж, на продовольственные -- 40%.<BR>По оценочным данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (потребительский рынок), на конец 2002 года в Петербурге действовало 6600 предприятий розничной торговли, 4080 предприятий общественного питания. В городе функционирует 41 рынок и 20 зон мелкорозничной торговли. За весь 2002 год было введено в строй 350 новых магазинов и супермаркетов разного формата.<BR>