МВД прессует автошколы и сдвигает ГИБДД

Министерство внутренних дел (МВД) России начинает реформу автошкол. По оценке экспертов, это повысит стоимость обучения в несколько раз.

<BR><BR>Министерство внутренних дел (МВД) России начинает реформу автошкол. По оценке экспертов, это повысит стоимость обучения в несколько раз.<BR><BR>МВД намерено сократить число образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке водителей, запретить вечерние группы и разработать новую методику сдачи экзаменов. А также "отодвинуть" сотрудников ГИБДД от контроля за учебным процессом.<BR><BR><B>"Чайники" виноваты</B><BR>По утверждению замминистра МВД Александра Чекалина, медлить больше нельзя. Статистика ГИБДД свидетельствует, что более половины всех ДТП происходит по вине водителей, чей стаж не превышает 3 лет. Из чего замминистра сделал вывод: качество преподавания в автошколах можно смело назвать неудовлетворительным. "У МВД нет претензий только к РОСТО и Минтрансу. Здесь водителей готовят наиболее профессиональные педагоги и инструкторы", -- заявили корреспонденту "ДП" в пресс-службе МВД.<BR><BR>"Вечерников" -- долой!<BR>МВД и ГИБДД предлагают разрешить сотрудникам дорожной инспекции принимать активное участие в образовательном процессе, в частности, приходить на занятия и разбирать вместе со слушателями типичные ситуации на дорогах.<BR>Кроме того, МВД планирует запретить вечерние группы. Туда, по мнению организаторов реформы, люди приходят уставшими и думают только о том, как бы все побыстрее закончилось. Все автошколы будут обязаны установить в классах компьютеры для изучения правил дорожного движения (ПДД), ввести в обязательную программу курс психологии и ситуативного вождения. Ситуативное вождение позаимствовано у зарубежных автошкол и необходимо для того, чтобы объяснить будущему водителю, как он должен действовать в той или иной экстренной ситуации, возникающей порой на дороге.<BR>Вероятнее всего, со временем изменится и методика сдачи экзаменов. Сейчас над этим работают специалисты из ГИБДД. В пресс-службе этой организации пока затруднились ответить, в чем именно будут заключаться экзаменационные нововведения.<BR>Как сообщили в пресс-службе МВД, заместитель министра Александр Чекалин уверен, что благодаря предполагаемым изменениям удастся избавиться от тех автошкол, которые ставят свой целью не подготовку грамотных водителей, а исключительно зарабатывание денег. Контроль за выполнением реформы будет возложен на специальные лицензионные комиссии местных департаментов образования. Как заявили корреспонденту "ДП" в пресс-службе МВД, у ГИБДД просто нет времени заниматься контролем автошкол. Других причин, по которым дорожную инспекцию отстраняют от контроля над автошколами, в МВД не сообщили. Возможно, таким образом МВД борется с коррупцией в сфере подготовки водителей и выдачи водительских удостоверений.<BR><BR><B>Методика старовата</B><BR>Только отчасти с реформой согласен один из руководителей петербургской автошколы, входящей в орбиту ВОА, и просивший не называть его фамилию: "Я знаю о намерениях МВД. Слышал о заявлении замминистра. Сама задумка хорошая. Но первый же шаг оказался неправильным. Зачем контроль за автошколами перенесли с ГИБДД на лицензионные отделы департаментов образования? Профессионалов заменили дилетантами. Запрет вечерних групп -- нарушение прав человека. Когда же ему заниматься, если утром и днем он работает? Ситуативный курс вождения невозможен просто потому, что практически во всех автошколах отсутствуют автодромы (подготовленные трассы). Обязательно нужно пересматривать методику обучения, которая кардинально не менялась много лет".<BR><BR><B>Чем дальше, тем резче</B><BR>"ДП" обращался за комментариями в частные автошколы Петербурга, но их представители либо ничего не знают о реформе, либо знают, но отказываются комментировать. Но при этом они абсолютно уверены: если МВД действительно заставит образовательные учреждения строго следовать нововведениям, они будут вынуждены поднять расценки на свои услуги как минимум в 1,5-2 раза. А действия МВД объясняют желанием работников милиции устранить частного конкурента в подготовке водителей и самим быть поближе как к учебному процессу, так и к денежным средствам автолюбителей. Передача же контроля за автошколами в ведение Министерства образования проблему "покупки" водительских удостоверений недостаточно подготовленными водителями не решит. Так как оформлять права все равно необходимо в ГИБДД.<BR>Анатолий Чекунов, старший преподаватель одного из образовательных учреждений Твери, входящего в структуру РОСТО, призывает не заниматься профанацией, а провести реальную реформу. "Начинать ее нужно с закрытия всех этих подвальных автошкол, в которых кроме трех плакатов и двух полуразвалившихся машин ничего нет. Нам не хватает 2,5 месяца, чтобы обучить людей, а они за месяц-полтора обещают сделать из вас чуть ли не гонщика. Причем зачастую привлекают людей меньшей стоимостью обучения. Народ, естественно, 2-2,5 месяца ждать не хочет и идет туда, где ему обещают получение прав за меньшие деньги и быстрее, -- продолжает Анатолий Чекунов. -- Все, чему учат в подобных заведениях, -- учить карты, и тогда сдача экзамена вам гарантирована". По его словам, проблема еще и в том, что недобросовестные автошколы очень трудно закрыть.<BR>"По идее, лицензионные комиссии департаментов образования должны лишать их лицензии, однако сделать это на практике невозможно из-за того, что данная процедура ни в одном документе четко не прописана. Через суд -- выйдет себе дороже", -- уверен Анатолий Чекунов. (М.Б.)<BR><BR><B>Статистика</B><BR>Только в прошлом году на дорогах России было зарегистрировано свыше 160 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 30 тыс. человек и 197 тыс. получили ранения.<BR><BR><B>Справка</B><BR>Подготовкой водителей в России занимаются частные автошколы и образовательные учреждения, относящиеся к Министерству транспорта, Министерству образования, Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) и Всероссийскому обществу автомобилистов (ВОА).<BR>