Александринка обзавелась кукольным домом

Проблема в том, что теперь все обитатели площади -- и библиотекари, и банкиры, а особенно артисты -- должны считаться с условиями, в которые поставил их великий архитектор. Люди, которые приходят в театр, невольно сравнивают мастеров нынешних с предшестве

<BR><BR>Проблема в том, что теперь все обитатели площади -- и библиотекари, и банкиры, а особенно артисты -- должны считаться с условиями, в которые поставил их великий архитектор. Люди, которые приходят в театр, невольно сравнивают мастеров нынешних с предшественниками. Если смотреть на сцену становится скучно, они начинают любоваться залом, потолком, ложами, люстрой, обивкой и позолотой. И, чтобы отвлечь их от этого занятия, актерам надлежит постараться.<BR>Может быть, поэтому Александринский театр всегда и славился мощной актерской труппой. Во все времена, даже в тяжелые годы застоя, здесь было столько талантов, что хватило бы на три небольших театрика средней руки. Сейчас с артистами тут по-прежнему неплохо. На всех (в штате больше 80 человек) даже ролей не хватает. Не говоря уж о режиссерах.<BR>Лица этой профессии традиционно на бывшей императорской сцене в загоне. Исключения (вроде Мейерхольда) лишь подтверждают правило. Актеры, что называется, сами с усами. Они терпеливо участвуют в репетициях, делая вид, что выполняют распоряжения постановщика, а после премьеры... делают все по-своему.<BR><BR><B>"Война и мир" по-английски</B><BR>Александр Белинский, чьей премьерой начала новый год Александринка, прекрасно осведомлен о привычках труппы. Более того, он, будучи ярым приверженцем актерского театра и ниспровергателем режиссерского, являет собою пример "пятой колонны". Как гласят легенды (коих о нем слагается немало), приступая к постановке, он сразу же заявляет: "Господа артисты, я вас репетициями не унижу!"<BR>Тем не менее спектакль "Ярмарка тщеславия" по знаменитому роману Уильяма Теккерея не производит впечатления несрепетированного произведения. Напротив, все здесь продумано, прочерчено и мизансценировано до мелочей. Декорации отсылают нас к первым двум частям "английского цикла" -- "Пигмалиону" и "Вееру леди Уиндермир", но поскольку автор вместе с художником Ольгой Земцевой обнажил сцену и пустил в дело круг, то из лондонских салонов действие перенеслось на просторы Европы. Роман требует размаха. Тем более что время действия -- первая четверть XIX века, эпоха наполеоновских войн.<BR>Театр военных действий оттенен режиссерским приемом: главный персонаж спектакля -- Кукольник. Лицо от автора. Его играет Виктор Смирнов, в чьем голосе отчетливо слышатся интонации самого Александра Белинского. Лицо от автора приглашает нас на экскурсию в "кукольный дом". Словно экспонаты музея восковых фигур, застыли действующие лица "Ярмарки тщеславия". Вслед за Теккереем постановщик утверждает, что все они -- бездушные марионетки. Так что не стоит слишком серьезно относиться к их кукольным страстям.<BR>Публика, однако, к режиссерским наставлениям относится невнимательно. И вскрикивает при каждом мелодраматическом повороте действия. Поволноваться ей есть из-за чего. Герои спектакля влюбляются и ссорятся, женятся и умирают, лишаются наследства и обретают богатых покровителей. В конце первого действия, когда под британскими знаменами красиво сложил свою буйную голову Джордж Осборн (в этой роли дебютировал Сергей Гейбах), публика чуть не зарыдала. Но... так и осталась с открытым от удивления ртом: эту битву при Ватерлоо выиграл не Веллингтон, а Белинский, которому удалось изобразить эпохальное сражение, имея в распоряжении всего семь офицеров, одну лошадь и одну пушку.<BR><BR><B>Унесенные ветром</B><BR>Впрочем, главный арсенал "Ярмарки тщеславия" -- Бекки Шарп. Девушка из простых, решительно прокладывающая себе путь в высшее общество. В исполнении Натальи Паниной это дитя природы, которое непременно возьмет верх над порождениями цивилизации. Отправляясь покорять лондонский свет, девица снайперским движением забрасывает учебник французского языка на крышу кареты и издает вопль, достойный вождя краснокожих. В скромном гувернантском платьице девушка столь же хороша, как и в роскошных бальных туалетах от Михаила Воробейчика. Ума, изворотливости и женской хитрости ей тоже не занимать. Так что путь наверх она совершает стремительно.<BR>Актриса играет Бекки абсолютно современной особой, похожей и на Скарлет О'Хара, и на героинь фильма "Москва слезам не верит". Режиссер для пущей убедительности заставляет ее пропеть опереточный куплет в микрофон, услужливо подставленный Кукольником. Что вообще-то излишне. Мы и так верим, что такая, как Бекки Шарп, коня на скаку остановит и в блестящий салон войдет.<BR>Но спектакль силен не одной героиней. Тем более, что публика так и не знает, сочувствовать ей или негодовать. На этой ярмарке достаточно талантов. И каждый зритель может выбрать себе по вкусу. Из дам блистают отнюдь не светские Брикс (Светлана Шейченко) и мисс Кроули (Мария Кузнецова). Как на подбор, хороши все кавалеры, пострадавшие от энергии госпожи Шарп. И милый увалень Седли (Вадим Романов), и бравый вояка Родон Кроули (Александр Белошев), и его папаша -- британский вариант Плюшкина (Семен Сытник), и совершенно диккенсовский персонаж маркиз Стайн (Гелий Сысоев).<BR>Забавно, что действие (в программке обозначенное как "комедия") балансирует на грани между романом и опереттой. Недаром же режиссер возглавляет Театр музыкальной комедии! Напрашиваются параллели то с "Войной и миром", то с "Унесенными ветром", то с "Герцогиней Герольштейнской". То тень Пьера Безухова мелькнет, то Наташи Ростовой, а то парочка Эмилия (Елена Зимина) и Доббин (Денис Портнов) превратится в типичный комический дуэт.<BR>На премьере торжествовал все же романный масштаб. История, рассказанная Кукольником (весной мы увидим в этой роли самого Александра Белинского!), выглядит солидной и назидательной. Но, зная возможности труппы, можно предположить, что постепенно комедийная основа проявится отчетливей. Артисты не дадут публике скучать. Не такие уж они и марионетки, как притворяются.<BR>