00:0023 января 200300:00
6просмотров
00:0023 января 2003
В прошедшем 2002 году резко выросло число застройщиков, приступивших к возведению многоярусных гаражей-паркингов.
<BR><BR>В прошедшем 2002 году резко выросло число застройщиков, приступивших к возведению многоярусных гаражей-паркингов.<BR><BR>По мнению девелоперов, специализирующихся на возведении отдельно стоящих многоярусных паркингов, прошедший год стал переломным для их бизнеса.<BR>"Еще год назад в Петербурге насчитывалось около 45 проектов паркингов, находящихся в разной стадии проработки. Сейчас эта цифра возросла более чем вдвое и приближается к 100", -- приводит пример Андрей Подобед, директор ГУП "Городской центр автостоянок и гаражей".<BR><BR><B>Многоярусные планы</B><BR>Городские власти давно пытаются стимулировать инвесторов активнее вкладываться в строительство цивилизованных крытых автостоянок. Так, 18 июня 2001 года было принято Распоряжение Правительства №36 "О программе строительства гаражей-паркингов на период 2001-2005 гг.". В соответствии с этим документом предполагается, что до 2005 года в эксплуатацию будет введено 122 стационарных объекта хранения автотранспорта -- надземных многоэтажных, встроенных и подземных гаражей вместимостью около 14 тысяч машино-мест. Из них 66 будут представлять собой отдельно стоящие сооружения, не являющиеся встроенно-пристроенными гаражами в жилых комплексах.<BR>"Долгое время возведение подобных паркингов было экономически малоэффективно, -- продолжает Андрей Подобед. -- Ощущалась жесткая конкуренция со стороны открытых автостоянок и одноэтажных боксов. Но все же главной причиной была высокая стоимость машино-места в паркинге. Мировая практика показывает, что его ориентировочная стоимость составлять около 30% от стоимости автомобиля. Естественно, что до недавнего времени мало кто из наших соотечественников мог себе позволить место в паркинге, поскольку по цене в $3-6 тыс. оно не только было сопоставимо, но даже превышало стоимость любого российского автомобиля или подержанной иномарки.<BR>Однако сейчас уже сформировался класс людей, у которых возникла потребность в комфортной недвижимости для своего авто. Мы провели опрос среди автовладельцев и выявили очень показательные цифры. Из 1 млн петербургских автовлавладельцев около 5% (т.е. 50 тыс.) уже сейчас готовы заплатить $4-5 тыс. за место в специализированном паркинге. Средний паркинг рассчитан на 300 машин, следовательно, почти на 170 паркингов у клиентов уже имеются реальные деньги. Кроме того, по нашим данным, около 150 тыс. автомобилистов, не желающих хранить машину на улице, озабочены поиском благоустроенного места для нее. Потенциально для удовлетворения спроса в ближайшие 10 лет нужно построить не менее 300 паркингов".<BR>Тенденцию о росте платежеспособного спроса подтверждают и другие девелоперы.<BR>"Всплеск интереса у покупателей к местам в паркингах налицо. За прошлый год он составил 25-30%, и это несмотря на рост себестоимости", -- рассказывает генеральный директор ЗАО "ИВИ-93" Борис Роговой.<BR><BR><B>Старые новые схемы</B><BR>Среди тех, кто обратил свое внимание на паркинги, -- прежде всего застройщики, возводящие жилье и крупные торгово-развлекательные комплексы. Однако появился и ряд девелоперов, заявляющих, что развитие паркингов для них является приоритетным направлением.<BR>"Пока этот рынок еще только зарождается и по сравнению с жилым еще очень мал, но развивается по тем же принципам, что и домостроение, -- говорит Руслан Чипчиков, генеральный директор ЗАО "СтройИнжиниринг". -- Например, на одном из возводимых нами объектов впервые в Петербурге удалось применить схему долевого участия в строительстве, абсолютно идентичную жилому сектору. Мы даже зарегистрировали товарищество собственников, в котором каждому боксу присвоен кадастровый номер, а его владельцу выдается свидетельство о праве собственности.<BR>Сейчас у нас в разной стадии реализации находится около 10 проектов отдельно стоящих паркингов. Изучая предпочтения клиентов, я однозначно могу утверждать, что их предпочтения склоняются не к машино-местам, разделенным полоской на полу, а к отдельным боксам. Такой уж у них менталитет. Наши люди привыкли к тому, чтобы рядом с машиной было место, где можно хранить запчасти, колеса и т.п., а для этого подходит именно бокс. К тому же его проще оформить в собственность".<BR><BR><B>Цена вопроса</B><BR>Средний уровень цен на первичном рынке на конец 2002 года составил $6650 за одно парковочное место. В целом же разброс цен достаточно велик и составляет от $3000 до $15.000. Средняя цена предложения мест в собственность в паркингах на вторичном рынке составляет $4120. За 2 последних года средний уровень роста цен составил 10,5%.<BR>Как для первичного, так и для вторичного рынков можно отметить зависимость продажной цены объекта от следующих основных факторов: местоположение объекта относительно жилой застройки, способ организации парковочного пространства (при прочих равных условиях место в боксе дороже на 20-30%), размеры парковочного места.<BR>"Наличие по соседству альтернативных вариантов парковки не оказывает существенного воздействия на цены мест в паркингах, поскольку они ориентированы на различные сегменты потребителей, -- считает первый заместитель генерального директора ЗАО "Петербургстрой SKANSKA" Валерий Гутовский. -- Места во вновь строящихся паркингах в основном востребованы будущими жильцами новых, а соответственно, более комфортных соседних жилых домов, т.е. людьми с более высоким уровнем дохода, чем основная масса автовладельцев".<BR><B>Сколько стоит гараж</B><BR><B>городить</B><BR>"Себестоимость строительства существенно зависит от применяемой технологии, -- поясняет Руслан Чипчиков. -- Самое оптимальное соотношение цены и качества достигается при строительстве неотапливаемого боксового паркинга высотой до пяти этажей на 300 автомобилей. В этом случае санитарные и пожарные нормы не требуют дополнительных дорогостоящих работ.<BR>Львиная доля многоярусных паркингов возводится с применением монолитных технологий, когда опалубка заливается бетоном прямо на площадке. Мы также ее применяем, однако если бы удалось создать типовую серию паркинга из железобетонных конструкций, производимых на заводе (как панельный дом), то экономия составила бы до 30%. Ее можно было бы монтировать в любую погоду и очень быстро. Снаружи же такая типовая конструкция может облицовываться любыми материалами и иметь индивидуальную архитектуру. К примеру, в Москве такая серия существует и широко применяется.<BR>Мы обратились с предложением об эксперименте по созданию подобной серии к руководству группы "ЛСР", в состав которой входит крупнейший в Петербурге завод по производству ЖБИ -- "Баррикада". Рассчитываем в 2003 году приступить к реализации этого пилотного проекта".<BR>"Если этот опыт будет экономически успешен, то мы готовы приступить к массовому выпуску "паркинговой" серии", -- говорит вице-президент по производству промышленно-строительной группы "ЛСР" Игорь Левит.<BR><BR><BR><B>Справка</B><BR>Паркинг -- отдельно стоящее одно- или многоуровневое крытое замкнутое охраняемое помещение, специализированное исключительно для парковки и хранения автомобилей, с компактно выделенными для этих целей обозначенными разметкой местами или боксами.<BR>Существующие и строящиеся в Петербурге паркинги можно классифицировать по следующим параметрам:<BR>v по виду строения -- многоэтажные и заглубленные;<BR>v по типу конструкции -- отапливаемые и неотапливаемые;<BR>v по способу организации парковочного пространства -- размеченные машино-места и боксы (закрывающиеся и открытые);<BR>v по количеству машино-мест в одном боксе -- один или несколько автомобилей.