00:0025 декабря 200200:00
12просмотров
00:0025 декабря 2002
Строительство "Электронного Петербурга" предполагают начать с унификации стандартов всего
<BR><BR><B>Строительство "Электронного Петербурга" предполагают начать с унификации стандартов всего</B><BR>Программа "Электронный Петербург" может стать толчком для развития нового уровня взаимоотношений между бизнесом и властью. Однако участники процесса по реализации этого масштабного проекта неоднозначно оценивают как саму программу, так и технологии ее претворения в жизнь.<BR>Редакция газеты "Деловой Петербург" и выставочное объединение "Рэстек" провели круглый стол на эту тему в рамках 3-го Бизнес-форума "Информационные технологии в развитии Северо-Западного региона России".<BR><BR>Александр Спиридонов:<BR>"Разработчиком программы "Электронный Петербург" выступила администрация Петербурга. Мы привлекли широкую общественность, включая бизнес, специалистов вузов, академическую науку. Первый вариант программы появился в июле 2002 года, мы опубликовали его в СМИ, вывесили на специально созданном веб-сайте. В течение месяца мы собирали различные рекомендации по изменению или дополнению программы. Поступило около 300 предложений. Программа опять внимательно была рассмотрена рабочей группой. Окончательный ее вариант поместили на веб-сайт.<BR>Программа уже прошла экспертизу научного совета по информатизации Петербурга, и начался процесс официального ее согласования. Процедура принятия региональной целевой программы по закону требует одобрения ее на правительстве. После этого она выносится в Законодательное собрание, которое рассматривает и принимает ее в виде закона.<BR>Подобная программа первая в нашем регионе. К ее разработке нас подтолкнула "Электронная Россия". Но, если бы "Электронная Россия" не состоялась, все равно мы реализуемые в течение последних 5-7 лет городские программы объединили бы в региональную целевую программу.<BR>На сегодня программа согласована официально со всеми 22 отраслевыми комитетами. Комитет по информатизации и связи является координатором, государственным заказчиком.<BR>Не согласовано на сегодня самое главное -- это ее объем и финансирование. Пока мы не можем найти компромисс с Комитетом финансов. Предлагали несколько разных вариантов, вплоть до раздвижения рамок выполнения программы. Сначала было решено ее выполнять в 2002-2006 годах с пролонгированием. Сейчас мы ее растянули до 2010 года, привязав к сроку выполнения "Электронной России".<BR>Первоначально планировалось на 5 лет около 5 млрд рублей, из них 4 млрд рублей -- это бюджет города. В этом может быть недостаток программы, что очень сильный уклон взят на городской бюджет. Примерно 350-400 млн рублей мы рассчитывали получить из федерального бюджета, участвуя в конкурсе министерств, которые являются заказчиками "Электронной России", 600 млн рублей -- внебюджетные источники. Примерно так это было в последнем варианте. Пока идет непростой процесс согласования финансовых средств.<BR>На сегодня у меня лежат другие варианты, которые мы с Комитетом финансов обсуждаем. Где-то эта сумма может быть 3,5 млрд рублей, если мы растянем до 2010 года, и финансовая нагрузка каждого года не скажется. Но ежегодно на это потребуется порядка 450 млн рублей. Это примерно на 20% больше, чем совокупные затраты на информационно-коммуникационные проекты, которые сейчас есть в бюджете города".<BR><BR>Игорь Задворнов:<BR>"Расскажу о мероприятиях, которые реализуют налоговые органы в плане информатизации своей работы. С этого года нам поручено осуществить регистрацию юридических лиц. Если сейчас и есть еще какие-то шероховатости из-за того, что Налоговый кодекс и Закон о регистрации юридических лиц не позволяют в полной мере реализовать принцип первого окна, я думаю, что в дальнейшем эти шероховатости будут устранены и предприниматель получит более совершенную процедуру регистрации и постановки на налоговый учет.<BR>Создаваемая информационная база -- Государственный реестр юридических лиц является открытым информационным ресурсом. Все имеют право доступа к нему. Как открытый ресурс, он размещается на веб-сайте министерства. К единому информационному ресурсу каждый предприниматель может обратиться и взять более расширенную информацию за небольшую плату. Это вплоть до копий документов, которые представляются на регистрацию. Мы предлагаем в 2003 году обеспечить возможность предоставлять налоговые декларации по электронным каналам с применением электронно-цифровой техники.<BR>В Петербурге создан удостоверяющий центр, который обеспечивает реализацию Закона об электронно-цифровой подписи. Основываясь на этом, мы собираемся предоставить услугу всем налогоплательщикам при передаче отчетных документов к нам по электронным каналам. Те, кто перейдет на эту систему, будут иметь возможность сверять свои лицевые счета с данными, которые у нас хранятся. Это еще одно направление практического использования "Электронной России" применительно к Петербургу.<BR>Мы сейчас оснащаем налоговые органы Петербурга, создаем корпоративную сеть. Это позволило нам более оперативно собирать информацию с различных ведомств, которые нам предоставляют информацию. Более оперативно решать все возникающие вопросы с налогоплательщиками и теми, кто занимается предпринимательской деятельностью".<BR><BR>Андрей Терехов:<BR>"На моей памяти было 11 вариантов концепции развития города. В последних пяти я принимал участие лично. По разным причинам их нет до сих пор.<BR>С точки зрения профессионала-программиста, то, что сейчас происходит, мне не нравится. Каждый программирует по-своему, на своей базе данных, по своей технологии. В университете есть люди, которые могли бы дать рекомендации, как программировать, чтобы концы с концами сходились. Пока они не востребованы".<BR><BR>"ДП": Какими должны быть приоритеты при выборе подрядчиков по реализации программы "Электронный Санкт-Петербург"?<BR><BR>Игорь Агамирзян:<BR>"У технологии нет национальности, поэтому оценка по критерию "отечественный -- не отечественный" бессмысленна. Единственным критерием должно быть соотношение цены и качества. Насколько эффективно и экономично решение конкретной задачи с помощью данной технологии в заданный срок за имеющиеся деньги? Вот критерий! И тут оказывается, что очень важным компонентом являются не сами технологии, а люди, которые умеют с ними работать. Можно купить очень дешевые технологии, даже бесплатные, но потерять огромные деньги из-за того, что не будет квалифицированных людей, которые могли бы эти технологии внедрять, реализовывать. Можно купить очень дорогую технологию, но надежную, тогда экономически она окажется выгоднее.<BR>Относительно несовместимости различных систем. Это проблема решаемая, проблема связана с использованием открытых стандартов, стандартов, поддержанных и согласованных учеными мирового бизнеса.<BR>Мировые компании в бизнесе очень гибки, имеют договоренности со своими самыми непосредственными конкурентами, если это ведет к выгоде для обеих сторон".<BR><BR>Александр Спиридонов:<BR>"Работать мы будем на конкурсной основе. Качество и стоимость. Упор делать на стоимость, как порой нас многие призывают, очень опасно. Мы по опыту это знаем: мы платили гораздо большую цену потом из-за того, что выбрали компанию, которая "демпингнула", в последний момент существенно снизив цену по сравнению с другими участниками конкурса. Конечно, в условиях конкурса необходимо предоставление всех сертификатов, учитывается опыт деятельности компании в реализации крупных проектов, уже успешных и т.д.<BR>Есть один нюанс в "Электронном Санкт-Петербурге". На одну треть этот проект состоит из уже реализованных проектов. Мы не имели права их не включить в эту программу, потому что по ним уже проведены конкурсные процедуры, есть конкретные подрядчики, они, естественно, будут заканчивать уже начатые проекты. Остальные две трети -- это новые проекты, где в обязательном порядке будут проводиться открытые конкурсные процедуры. Предпочтение всегда отдается отечественным производителям. Однозначно нельзя сказать, что только самые крупные фирмы мира будут побеждать в этих проектах".<BR><BR>Игорь Задворнов:<BR>"В ближайшей перспективе деньги, выделенные на реализацию программы, нужно потратить на создание баз данных. На первый план я поставил бы единый государственный реестр населения Петербурга. У нас по сравнению с другими субъектами Федерации очень плохо обстоит дело с адресным бюро, развитие этого процесса не на должном уровне. Это направление востребовано как населением, так и взаимодействующими организациями. Второе направление -- это создание системы электронного обмена информацией. Организации обмениваются между собой информацией, между физическими лицами, между юридическими лицами. С приданием этому обмену юридической силы на основе удостоверяющего центра, который будет создан. Конечно, при создании этих двух направлений у нас в городе надо договариваться в первую очередь о справочниках-классификаторах, чтобы они были общими с точки зрения ключевых слов в базе данных, чтобы была единая таблица, надо договариваться, чтобы все говорили друг с другом на одном языке".<BR><BR>Селена Семушкина:<BR>"Технологии не бывают региональными. Сейчас принято во всем мире такое утверждение, что электронные технологии хороши настолько, насколько они используются. Вопрос о том, какие приоритеты выбирает подрядчик, -- это очень узкий вопрос. Основной вопрос -- это принятие решения на конкурсной основе, учитывающей все особенности.<BR>Относительно того, кто и сколько потратит денег. С компьютерами у нас неплохо, достаточно неплохо у нас с сетями. Хуже то, что составляет остальную часть информатизации. И деньги надо вкладывать в ту часть конкретно, которая сейчас развита недостаточно. Чтобы процесс информатизации был запущен эффективно, надо, чтобы люди знали, как это делать. Чтобы доступ к сети был такой, который бы играл роль, чтобы это было не 5% населения. Желаю, чтобы вклад оценивался не в создание технологии и техники, а в создание интегрированной системы, чтобы программа была интеграционной".<BR><BR>Андрей Терехов:<BR>"Действительно, надо создавать интегрированную систему. Основы интеграции -- использование стандартов. Нужна сеть администрации города. Насколько я знаю, нет системы, которая охватывала бы все 20 районов, включая Петергоф, Павловск, Пушкин, Кронштадт. Есть сеть Интернет, но нет единого стандарта пользования. Много ли у нас в городе организаций, которые могли бы работать в этой сети? Надо проводить инжиниринг, оптимизировать бизнес-процесс, сделать так, чтобы мы имели минимальное количество ошибок.<BR>Требуется повсеместное, сквозное использование, от начала и до конца. Если это будут 305 отдельных подсистем, эффективной работы не будет.<BR>Конечно, никто не выкинет то, что уже сделано. Несколько лет тому назад мы делали систему, там была расписана стратегия постепенной замены старых программных комплексов на новые. Сейчас в мире это так и делается".<BR><BR>"ДП": Может ли стать неразрешимой проблема интеграции уже созданных систем с информационными системами, которые внедрят в рамках программы "Электронный Петербург"?<BR><BR>Игорь Агамирзян:<BR>"На мой взгляд, эта проблема интеграции различных систем может стать неразрешимой в случае отсутствия одного принципиального фактора -- персональной ответственности. Считаю, что необходим архитектор всей системы "Электронная Россия". Я знаю, что успех дела всегда определяется наличием конкретного человека, понимающего задачу и уполномоченного принимать решение. У нас сейчас я такого человека не вижу. Надо его находить".<BR><BR>Александр Спиридонов:<BR>"С проблемой совместимости различных программ мы столкнулись еще далеко до начала проекта "Электронный Петербург" внутри городской администрации. Создание отраслевых информационных систем под каждый отраслевой комитет шло совершенно хаотично на протяжении последних 10 лет. Сети строили так, как считали нужным отраслевые комитеты или как считали те компании, которые у них были подрядчиками. Но эти системы совершенно не взаимодействовали, строились под конкретные задачи конкретного подразделения администрации. Когда мы начали строить единое информационное пространство в пределах городской администрации, мы сразу с этой проблемой столкнулись: разные справочники, разные форматы, объем данных, разные лингвистические средства и т.д. Сейчас мы специально вынуждены были выпустить несколько нормативных документов распоряжением администрации, губернатора по информационному обмену в исполнительных органах власти в рамках создания системы информационного обеспечения. Сейчас при выработке единого подхода мы каждый раз вынуждены заниматься стыковкой этих систем, чтобы нормальный системный документооборот наладить. Это вопросы разрешимые. Мы будем сопрягать уже созданные автоматизированные системы. Но при этом самое главное -- не наделать новых, которые не подходят под единые справочники, лингвистику, объем базы данных. Все, что строится заново, строится в рамках единой технической политики".<BR><BR>Игорь Задворнов:<BR>"Проблем в информационном взаимодействии нет. В налоговые органы поступает информация из более чем 40 различных организаций различных видов ведомственной подчиненности и различных министерств. У нас создана единая база поступающих сведений. Неразрешимых проблем с точки зрения их оборота и интеграции нет. Жаль, что 10 лет тому назад мы не взялись за унификацию справочников, классификаторов. Сейчас это много сложностей представляет. Это надо преодолеть, и проблем не будет".<BR><BR>Селена Семушкина:<BR>"Проблемы по интеграции, безусловно, существуют, их много. Что касается единого решения в масштабах всей страны, то хорошо говорить, что нужен человек, который все объединял бы! Но надо смотреть масштабы нашей страны, насколько разные регионы, разные проблемы! Реально ли это? Мы ставим проблему так: пусть будет то, что есть. Если оно работает, это замечательно. Наша проблема в том, чтобы выход этой информации представить в едином формате, который мог бы быть интегрирован на выходы. А что у вас работает, это ваше личное дело. Безусловно, стандарты здесь играют главнейшую роль. И при разработке системы мы не должны смотреть, какой шаг был сделан вчера, а какой надо сделать следующий, чтобы не получилось, что через полгода нам надо эти стандарты менять. И также в программу "Электронная Россия" это заложено, работа такая ведется. Вопрос сложный и требует осознанного и ответственного подхода. Сейчас ведется работа по выработке механизмов интеграции региональных программ в федеральную. У нас создается Комитет по информатизации региона для выработки консолидированной политики регионов, хотя вопрос осложняется тем, что регионы разные и по уровню развития, и по достижимости, и по развитию информационных технологий, и по законодательству. Единое решение формулируется очень сложно, но мы над этим работаем".<BR><BR><BR><B>Участники круглого стола</B><BR><B>Николай Новиков, начальник отдела нормативно-правового обеспечения информатизации Департамента информатизации Министерства РФ по связи и информатизации</B><BR><B>Селена Семушкина, заместитель начальника управления по координации Федеральной целевой программы "Электронная Россия" Министерства РФ по связи и информатизации</B><BR><B>Игорь Задворнов, заместитель руководителя Управления МНС России по Санкт-Петербургу</B><BR><B>Александр Спиридонов, председатель Комитета по информатизации и связи администрации Санкт-Петербурга</B><BR>Андрей Терехов, генеральный директор ЗАО "Ланит-Терком"<BR><B>Игорь Агамирзян, руководитель отдела по связям с научно-исследовательскими организациями</B>