Производители соков пошли дорогой пивоваров

Российский рынок соков переживает динамичный рост. За 2002 год емкость рынка выросла на 25%, в следующем году прогнозируется рост не менее 20%. Каждый россиянин выпивает около 8,5 л сока в год, что в абсолютных цифрах составляет около 1,5 млрд л.

<BR><BR>Российский рынок соков переживает динамичный рост. За 2002 год емкость рынка выросла на 25%, в следующем году прогнозируется рост не менее 20%. Каждый россиянин выпивает около 8,5 л сока в год, что в абсолютных цифрах составляет около 1,5 млрд л.<BR>Такими темпами несколько лет назад рос пивной рынок, что вызвало массовый приток инвестиций в отрасль.<BR><BR><B>Поделили на четверых</B><BR>Лидерами рынка, по данным Объединенной финансовой группы, за прошлый год являются компании ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", обеспечивающее 27,8% производства в отрасли, ЗАО "Мултон" -- 24,8%, ОАО "Экспериментальный консервный завод "Лебедянский" -- 14% и "Нидан-Фудс" -- 10,3%.<BR>Эти четыре компании контролируют более 70% российского рынка соков. Значительное количество небольших производителей, число которых по России достигает 100, в основном довольствуются позициями на локальных рынках, конкурируют с крупными компаниями за счет выигрыша на логистических издержках.<BR>В Петербурге лидером рынка является компания "Мултон", которая контролирует, по различным оценкам, от 40 до 50% рынка соков. Позиции "Вимм-Билль-Данн" -- 13-15% рынка.<BR>В Северо-Западном регионе в последнее время активизируются и игроки "второго эшелона" -- ООО "Троя-Ультра", ОАО "Аква Стар" и другие. "Троя-Ультра" имеет мощности по производству около 100 млн л соков в год и планирует в следующем году нарастить их до 150 млн л в год.<BR>Для сравнения: мощности "Мултона" позволяют выпускать до 600 млн литров.<BR><BR><B>Узкий выход</B><BR>Более перспективной для небольших компаний может стать специализация на выпуске продукции для узких целевых групп: соки с витаминными и другими биодобавками, энергетические напитки и так далее.<BR>Кроме того, пока на рынке почти не представлены более качественные и полезные соки с относительно небольшим сроком хранения.<BR>Первые шаги в этом направлении ряд компаний уже начал предпринимать.<BR>Например, ОАО ЭКЗ "Лебедянский" еще в 2001 году вывело на рынок напиток "Фрустайл" -- сок плюс ключевая вода и витамины. Parmalat выпустил Santal со вкусом "красный апельсин".<BR>Ориентируясь на рост доходов населения, в 2002 году "Мултон" вывел на рынок в верхний ценовой сегмент торговую марку Rich, которая уже заняла 3,5% рынка. Если брать объемы реализации по торговым центрам и супермаркетам Москвы, то этот более дорогой продукт уже занимает почти 10% в реализации соков.<BR><BR><B>В ожидании насыщения</B><BR>Несмотря на сохраняющиеся высокие темпы роста сокового рынка, ситуация в Москве и Петербурге близка к насыщению. Здесь среднедушевое потребление соков в среднем в 2 раза выше, чем по России в целом. Плюс высокая конкуренция заставляет компании искать новые пути к кошелькам потребителей.<BR>Для новых игроков выход на массовый рынок уже довольно дорог. В ближайшее время можно ожидать лишь появления на этом рынке западных игроков, которые обладают мощной финансовой поддержкой, опытом и уже отлаженной дистрибьюторской системой. Одна из таких компаний -- Coca-Cola -- весной 2001 года возобновила производство сока Minute Maid на заводе компании в Орле. Осенью 2001 года финляндская компания Oy Marli AB запустила в Петербурге производство соков Marli.<BR>В январе этого года германская компания Eckes Granini -- подразделение по производству безалкогольных напитков компании Eckes AG -- выкупила финляндскую компанию у Oy Nordic Wine Group AB. Вместе с Marli немцы приобрели и соковое производство в Петербурге -- ООО "Марли Сок". Хотя пока мощности этого производства невелики.<BR>Петербургский рынок обладает и еще одной особенностью. Соки аналогичного качества стоят дешевле, чем в других регионах. Это одна из причин, почему "Вимм-Билль-Данн" до сих пор имеет низкий показатель доли рынка.<BR>Причина дешевизны объясняется как тем, что здесь сконцентрировано много производств, так и тем, что исторически на рынок воздействовала импортная продукция, в основном из Финляндии.<BR>До девальвации 1998 года эта продукция была вполне конкурентоспособной.