Петербург жонглирует долгом

Петербург отказался от запланированного на этот год займа на $120 млн с помощью выпуска 5-7-летних еврооблигаций через Deutsche Bank. Изменив большинство параметров займа, Комитет финансов привлекает на Западе более короткий и дешевый кредит.

<BR><BR>Петербург отказался от запланированного на этот год займа на $120 млн с помощью выпуска 5-7-летних еврооблигаций через Deutsche Bank. Изменив большинство параметров займа, Комитет финансов привлекает на Западе более короткий и дешевый кредит.<BR><BR>Как сообщили "ДП" в комитете, получение средств в рамках кредитной линии уже началось. Общий объем кредита может составить около $70 млн. Средства предоставляются через Deutsсhe Bank London. Срок кредита составляет около 1 года, при этом погашение кредита будет осуществляться несколькими траншами.<BR>В ООО "Дойче Банк", дочерней российской структуре Deutsche Bank, со ссылкой на специалистов банка в Лондоне сообщили, что сейчас проект предоставления кредита Петербургу находится в стадии активной разработки. Комментировать условия кредита Deutsche Bank выразил готовность только после завершения проекта.<BR>В Комитете финансов также не стали раскрывать информацию о стоимости кредита. По данным "ДП", с учетом недавнего снижения ставок по российским внешним долгам Петербургу удалось привлечь средства примерно под 6% годовых.<BR>Резкий поворот в долговой политике в комитете объясняют тем, что "заняли столько, сколько нужно", исходя из потребности в средствах на закрытие расходов по погашению еврооблигаций летом этого года. Эмиссию крупного выпуска новых еврооблигаций Петербург, возможно, проведет в 2004 году.<BR>По мнению банкиров, в этом году город просто не успевал организовать выпуск новых еврооблигаций. С другой стороны, по действующему законодательству у Петербурга была возможность осуществить внешние заимствования, которую Комитет финансов не захотел упускать, рефинансировав выплаты по долгу.<BR>Направление расходования кредитных средств является одной из главных особенностей "переворота" крупнейшего петербургского займа этого года. Еще несколько месяцев назад средства планировалось не "проесть", а направить на развитие города, финансируя фонд инфраструктурных проектов.<BR><BR><B>Трудное решение</B><BR>Политика управления государственным долгом Петербурга последние несколько лет характеризуется осмысленностью и отсутствием непонятных операций. Отмененный выпуск еврооблигаций этого года с самого начала выделялся, выглядя не слишком реальным. В первом варианте бюджета на 2002 год никакой эмиссии валютных облигаций не предусматривалось. Город скромно рассчитывал примерно на $40 млн кредитов иностранных банков на финансирование расходов бюджета.<BR>Однако уже в начале года появились заявления о возможном выпуске еврооблигаций. В середине июня первый вице-губернатор, председатель Комитета финансов Виктор Кротов говорил о том, что рассматриваются варианты выпуска облигаций как в долларах, так и в евро на 5 или 7 лет под доходность не выше 9,6% годовых (см. "ДП" №106/02, www.dp.ru).<BR>После утверждения в июле изменений и дополнений в Закон "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" в программе заимствований появилась строка "Кредит в иностранной валюте (выпуск еврооблигаций)". Сумма привлечения средств составляла 4,048 млрд рублей. В тексте программы было указано, что Комитет финансов вправе привлечь средства в валюте на финансирование расходов бюджета в сумме $120 млн.<BR><BR><B>Облигации или сертификаты</B><BR>Уже тогда стало понятно, что выпустить обычные валютные облигации город не успевает. На регистрацию решения о выпуске в Министерстве финансов РФ, получение разрешений Банка России и ФКЦБ, а также утверждение Министерством по налогам и сборам налогового письма, разъясняющего вопросы налогообложения доходов по еврооблигациям, требовалось слишком много времени и усилий.<BR>Тогда было решено сосредоточиться на размещении облигаций (сертификатов) участия в кредите. В таком случае формально город привлекал бы валютный кредит западного банка. Предоставляемые средства аккумулировались бы за счет размещения банком ценных бумаг, обязанность выплаты основной суммы долга и процентов по которым нес бы Петербург.<BR>В августе губернатор Петербурга Владимир Яковлев распорядился "в целях привлечения в 2002 году кредита в иностранной валюте на сумму $120 млн" провести конкурс по определению западного банка, который и организовал бы займ.<BR><BR><B>Немецкая аккуратность</B><BR>В начале октября победителем конкурса стал германский Deutsche Bank (см. "ДП" №176/02, www.dp.ru). При определении победителя основное внимание уделялось опыту банка в организации выпусков еврооблигаций. Deutsche Bank по этому показателю находится на лидирующих позициях, что и определило его победу.<BR>Сразу после обнародования результатов конкурса "ДП" направил банку вопросы, чтобы прояснить детали займа. В октябре и ноябре ответов не последовало. Ситуацию с подготовкой облигационного займа не прояснял и Комитет финансов. Между тем времени для займа оставалось все меньше.<BR>Полноценное размещение облигаций требует прежде всего огромной работы по юридической подготовке займа. Кроме того, организаторы и эмитент обычно работают с потенциальными инвесторами, проводят road-show в мировых финансовых центрах и т.п.<BR>Никакой информации о подобных действиях не появлялось. В конце ноября в финансовых кругах Петербурга заговорили о том, что сумма займа будет снижена и Петербургу придется "обойтись" обычным кредитом. Однако мало кто ожидал, что параметры займа будут пересмотрены настолько существенно.<BR><BR><B>Инфраструктура подождет</B><BR>Новый короткий кредит ведет к изменению условий финансирования фонда развития инфраструктуры. Вложения в комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального и дорожного хозяйства требуют длинных и дешевых денег.<BR>Объем фонда на следующий год определен в размере 1,6 млрд рублей. Еврооблигации как раз обеспечили бы город необходимыми средствами. Планируя поддерживать инфраструктуру, в администрации надеялись на рост инвестиционной привлекательности города, улучшение условий ведения бизнеса, создание новых рабочих мест и пр.<BR>Теперь расходы фонда не удастся профинансировать за счет размещения еврооблигаций в 2002 году. В смете фонда на 2003 год в качестве главного источника доходов указаны "субфедеральные и муниципальные ценные бумаги". Что именно имеется в виду под "муниципальными" бумагами, в документе не поясняется. По крайней мере, поскольку планов размещения еврооблигаций в следующем году город не объявлял, можно предположить, что речь идет только о рублевых заимствованиях.