Паромщики соединяют берега по воле Правительства, а не корысти ради

Создание паромных переправ на Балтике входит в моду. В погоне за ней сначала запускают судно, а потом вычисляют -- насколько это выгодно.

<BR><BR>Создание паромных переправ на Балтике входит в моду. В погоне за ней сначала запускают судно, а потом вычисляют -- насколько это выгодно.<BR>Последняя "жертва моды": из Петербурга в Балтийск (Калининградская область) перед Новым годом пойдет пассажирский паром.<BR>Страсть к паромам возникла одновременно с намерением стран Балтии вступить в Евросоюз. Не только члены Правительства России, но и предприниматели ожидают обострения проблемы передвижения российских граждан и транспортировки грузов из Калининградской области в Россию.<BR>Ранее пассажирские перевозки не интересовали паромщиков. Они везли в Европу лес, целлюлозу, газетную бумагу, а оттуда контейнерами -- товары народного потребления. И этим жили. Попытки организовать исключительно пассажирские перевозки заканчивались провалом. Так, "Дальневосточное морское пароходство", отправив пару раз судно из Петербурга в Стокгольм, закрыло линию. Желающих путешествовать на пароме оказалось недостаточно.<BR><BR><B>Вопрос открыт</B><BR>Правда, и сейчас никто не знает, сколько будет в следующем году желающих прокатиться на пароме из Петербурга в Балтийск. И оправдает ли себя переправа, если с каждого пассажира брать по 2500 рублей и 4000, если пассажир едет вместе со своим автомобилем. Но это организаторов переправы пока волнует меньше всего.<BR>Правительство и Президент России поставили задачу -- организовать регулярное прямое паромное сообщение между российским анклавом и Большой землей. И Морская администрация порта Санкт-Петербург (МАП) ее решает.<BR>МАП уже купила у эстонской компании ESCO Maritime Co. Ltd. пассажирское судно "Георг Отс". В Петербург оно пришло 29 ноября, и сейчас МАП набирает команду и готовит паром к отправке. По плану он должен тронуться в путь 27 декабря 2002 года.<BR>Чуть более года назад Россию и ее анклав уже связал один грузопассажирский паром. Но его оказалось мало, поэтому запускают второй, а в планах стоит третий.<BR><BR><B>На пустом месте</B><BR>Все это мелочь по сравнению с грандиозным проектом -- железнодорожно-автомобильная переправа "Усть-Луга -- Балтийск -- порты Германии".<BR>Презентация проекта прошла в правительстве Ленинградской области еще в начале 2002 года. По предварительным оценкам авторов проекта, основанным на технико-экономических характеристиках похожих паромных переправ, грузопоток по линии "Санкт-Петербург -- Балтийск -- порты Германии" к 2005 году составит 1,4 млн тонн в год, а через 10 лет увеличится в 2,3 раза.<BR>Изначально предполагалось строительство переправы между портами Балтийска и Усть-Луги только для железнодорожных вагонов. Однако проектанты усомнились в целесообразности такого узкого решения. К вагонам добавили автотранспорт и запланировали на обработку грузов в вагонах 25% портовых мощностей, а 75% -- на автомобильный транспорт.<BR><BR>За чем дело стало?<BR>Создание паромной линии упирается в финансы. Предполагаемая стоимость строительства этой переправы составляет 100 млн евро. Из них 70 млн пойдет на сооружение паромного комплекса в порту Усть-Луга, и еще 30 млн -- на аналогичный терминал в Балтийске. Планируемый срок окупаемости -- 13 лет.<BR>По этой причине этот проект инвесторам не кажется привлекательным. Редкий финансист соглашается вложить деньги в российскую экономику на такой длинный срок.<BR>Но, несмотря на все трудности, от задуманного отказываться не собираются. До конца 2002 года Минтранс РФ планирует завершить проектные работы и госэкспертизу по обоснованиям строительства этой переправы. В эти же сроки должен быть объявлен инвестор. И в следующем году начнутся работы по возведению переправы.<BR><BR><B>Германский берег манит</B><BR>Если с Калининградской областью паромщики еще толком не разобрались, то путь в Германию им знаком и хорошо обсчитан. Еще в начале этого года из Петербурга в порты Германии уходило три парома, а в конце года в этом направлении отправляется уже пять паромов.<BR>В декабре 2002 года ОАО "Совкомфлот" воспользовалось благоприятной конъюнктурой и открыло между Россией и Германией новую паромную переправу -- "Санкт-Петербург -- Киль".<BR>"Совкомфлот" придет на смену другому перевозчику -- ЗАО "Балтийские транспортные системы" (БТС), который закрывает линию из Петербурга в германский город Киль. Свои паромы они направят в другой город Германии -- Любек, который по грузообороту в 4,5 раза крупнее порта в Киле. Изменив порт назначения, "БТС" рассчитывает увеличить грузооборот. Насколько -- хранится в тайне, чтобы конкуренты не обошли.<BR>Паромы "Совкомфлота" будут отправляться 2 раза в неделю от пристани ОАО "Петролеспорт".<BR>Но как долго? Некоторые аналитики рынка транспортных услуг сомневаются, что после БТС "Совкомфлоту" останется достаточное количество клиентов, чтобы оправдать существование линии. Да и в "Совкомфлоте" не назвали предполагаемый грузооборот линии.<BR><BR><B>Общий настрой хороший</B><BR>Паромщикам Северо-Запада есть куда расти. По данным Минтранса РФ, через порты региона ежегодно проходит около 95 млн тонн (40%) российских внешнеторговых и транзитных грузов, перевозимых морским транспортом. Но грузов могло бы быть и больше. Из-за недостаточности производственных мощностей российских портов региона около 42 млн тонн (44%) транзитных грузов проходят через морские порты Балтии, Украины и Финляндии.<BR>Минтранс РФ планирует наращивать портовые мощности России в ближайшие 7 лет на 6-7% в год и существенно сократить долю портов других государств в перевалке российских грузов. Так что экономические перспективы у российских паромщиков просто замечательные.