00:0004 декабря 200200:00
12просмотров
00:0004 декабря 2002
Вчера, 3 декабря, Государственный таможенный комитет, Министерство транспорта РФ и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) выступили с совместным ответом на ультиматум Международного союза автомобильного транспорта (International Road
<BR><BR>Вчера, 3 декабря, Государственный таможенный комитет, Министерство транспорта РФ и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) выступили с совместным ответом на ультиматум Международного союза автомобильного транспорта (International Road Transport Union, IRU).<BR>IRU угрожает со следующей недели прекратить применение на территории России книжек МДП, если ГТК не примет его условия погашения задолженности по страховым выплатам.<BR><BR><B>Такие дела</B><BR>Конфликт между IRU, с одной стороны, и российскими властями и АСМАП -- с другой назрел уже давно (cм. "ДП" №201/02, www.dp.ru). По мнению руководства IRU, сама система МДП превратилась в России "в инструмент, служащий мошенникам, действующим в атмосфере абсолютной безнаказанности". Глава стратегического департамента IRU Умберто де Претто заявил, что, если количество нарушений в России вырастет втрое, IRU будет вынужден выплачивать в виде страховок $400 млн в год. А если оно еще удвоится, IRU просто не выдержит бремени выплат.<BR>Согласно международной конвенции МДП страны-участники несут ответственность за своих перевозчиков. В случае недоставки товара таможенные органы вправе требовать уплаты таможенных платежей и штрафа с так называемой "гарантийной цепи МДП". В эту цепь входит уполномоченная национальная организация (в России -- АСМАП), а также привлеченные страховые фирмы.<BR>В последние годы, по данным IRU, количество подобных случаев резко возросло. Только с начала 2002 г. ГТК РФ предъявил IRU 675 претензий на общую сумму $18,6 млн. Всего же сейчас, по версии таможни, за IRU числится более $70 млн долга.<BR>В связи с этим IRU официально заявил, что "таможенные органы России систематически рассматривают систему МДП как безоговорочную систему платежей, потому что они неспособны установить и собрать платежи с непосредственно виновных лиц, и, следовательно, организованная преступность продолжает свою незаконную деятельность, принося ущерб честной торговле и торговцам". И предложил ГТК заключить "глобальное соглашение", согласно которому его долги перед Россией гасятся при условии единовременной компенсационной выплаты (обычно она составляет около 10%). "Можно, конечно, добиться того, что процедуры МДП в России не будет. Но потом не спрашивайте, почему международная торговля с вашей страной прекратилась", -- недвусмысленно намекнул де Претто.<BR><BR><B>Не очень-то и хотелось</B><BR>Однако эти угрозы не испугали российские власти. На совместной пресс-конференции зампредседателя ГТК России Леонид Лозбенко, первый замминистра транспорта РФ Анатолий Насонов и генеральный директор АСМАП Михаил Низов заявили, что смогут найти альтернативные варианты страхования автоперевозок, а сама система МДП вовсе не так уж эффективна.<BR>"Заявления о "неспособности российских ведомств принять адекватные меры по нейтрализации преступников" не соответствуют действительности. Благодаря принятым ГТК России, Минтрансом России и АСМАП активным согласованным мерам, направленным на профилактику нарушений процедуры МДП, в среднем на 1000 использованных на территории РФ книжек МДП приходится только одно требование об уплате таможенных платежей к международной гарантийной системе. Однако, являясь монополистом в системе МДП, IRU вместо выполнения своих обязательств стремится навязать Российской Федерации надуманное соглашение, направленное на односторонний отказ российской стороны от финансовых требований, что противоречит конвенции МДП. В связи с этим непонятно, зачем заключаются страховые договора как с международными страховщиками, так и с национальными страховыми организациями", -- говорится в их совместном заявлении.<BR>Ультиматум IRU руководство ГТК РФ расценило как "находящийся вне рамок правового поля".<BR>А представитель АСМАП, попросивший не называть его имени, уверил корреспондента "ДП", что даже в случае исполнения IRU своей угрозы перевозки не остановятся: "Возможно, будет несколько сложнее. Но ничего смертельного не произойдет. Все равно, даже сейчас часть машин, идущих "под МДП", попадает под полный досмотр. Можно будет применять различные схемы, например, с перегрузкой товара на границе и т.д. А наибольшие проблемы возникнут не перед российскими, а перед иностранными перевозчиками, на долю которых приходится, между прочим, свыше 60% пересечений границы РФ".