Крокодил Гена уступил белорусским зайчикам

ПТК "Созвездие", занимающийся производством мягкой игрушки, согласно решению арбитражного суда должен выехать из арендуемого помещения и фактически прекратить свое существование. Это одно из многих малых предприятий, которым "не повезло". Корреспондент "Д

<BR><BR>ПТК "Созвездие", занимающийся производством мягкой игрушки, согласно решению арбитражного суда должен выехать из арендуемого помещения и фактически прекратить свое существование. Это одно из многих малых предприятий, которым "не повезло". Корреспондент "ДП" попытался проследить историю невезения успешного в недалеком прошлом предприятия.<BR>"Формально все по закону. Но фактически это означает ликвидацию производства, -- говорит председатель ПТК "Созвездие" Валентина Белова. -- До принятия важных решений по малому бизнесу мы не дожили ровно 2 месяца. Причем созданное мной предприятие -- одно из немногих в Петербурге, которое занимается производством детской игрушки. С 1993 года вообще ни одного нового предприятия по производству детской игрушки в нашем городе не возникло".<BR><BR><B>Крыша для Чебурашки</B><BR>Предприятие "Созвездие" начало свою работу в 1990 году. Больших вложений не потребовалось: Валентина Белова начала работу с мешка меховых отходов. Производственный цех, состоящий из одной швейной машины, располагался в однокомнатной квартире Беловой.<BR>"Раньше я работала культработником, занималась организацией детских праздников. Тогда потребность в мягкой игрушке была очень большая, вот я и решила заняться этим, хотя у меня и не было опыта в швейном деле, -- вспоминает Валентина Белова. -- В Публичке я пыталась найти литературу об организации производства игрушки, но ничего не оказалось, кроме рекомендаций типа "умелые руки". Но одно дело домашнее рукоделие и другое -- серийный выпуск. Мы сами разрабатывали дизайн и технологию". В 2002 году ассортимент фирмы составил 200 наименований игрушек размером от 20 до 170 см.<BR>Примерно 3 года назад "Созвездие" арендовало помещение в Пушкине площадью 260 м2. Раньше здесь располагалось военное ателье. "Мы потратили значительную сумму на ремонт и оборудование помещения. За аренду нам приходилось платить около 30 тысяч рублей ежемесячно плюс НДС, -- говорит Валентина Белова. -- Я 2 года просила у городских властей снижения ставки арендной платы, и мне даже обещали. Но обещанного, как известно, три года ждут".<BR><BR><B>Холодно, еще холоднее</B><BR>Предприятие уже переживало сильный упадок несколько лет назад. "Чтобы немного поддержать игрушечное производство, я открыла еще один бизнес -- парикмахерскую, -- говорит предпринимательница. -- Таким образом я попыталась выровнять "сезонность" в игрушечном деле. Наибольший спрос на игрушки отмечается с сентября до Нового года, а летом настает практически мертвый сезон. В то же время в парикмахерской именно весной и летом возрастает количество клиентов".<BR>Валентина Белова отмечает, что после дефолта 1998 года дела фирмы резко пошли в гору: "За игрушками фирмы становились в очередь. Игрушка расходилась по всей стране".<BR>Основная доля продукции отправлялась в различные регионы России. В Петербурге оставалось не более 10%. "Поскольку оборотных средств у нас немного, нам было выгодно работать с крупными и мелкими оптовиками, но не отдавать товары на реализацию, -- объясняет Валентина Белова. -- Но крупные петербургские предприятия торговли, как правило, предлагают именно такую схему".<BR>Сильный спад начался в 2002 году. "Мы ежегодно принимали участие в крупной выставке в Москве, на которой собираются производители культспорттоваров. Обычно на этих выставках мы формируем портфель заказов на год вперед. В этом году многие участники были в шоке: на 100 фирм было всего 18 покупателей".<BR><BR><B>Не детские игры</B><BR>Основными конкурентами петербургской игрушки стали белорусские и китайские.<BR>"Во-первых, мы споткнулись на сырье, из которого делаем игрушки, -- делится Белова. -- В России производителей меха -- раз-два и обчелся. Есть фабрики в Орехово-Зуеве, в Тульской области. Наш мех в 2 раза дороже, например, белорусского. Но в Белоруссии и сантиметра меха не купишь по их белорусской цене -- таким образом там поддерживают своих производителей. К тому же наши фабрики в основном работают на старом оборудовании, так что мех сильно проигрывает в качестве. Вот почему мы в основном работали на привозном сырье. Какое-то время покупали польский мех, но и он нам сейчас не по карману. Я считаю, что нужно развивать собственное производство современного меха для игрушек".<BR>Не выдержала фирма и конкуренции с китайской игрушкой. "Китайские фабрики закупают дешевый и качественный мех в соседней Корее. Для нас это нереально: доставка малых партий сырья из Кореи обойдется очень дорого, -- говорит Белова. -- Китайской игрушке мы проиграли и по стоимости рабочей силы".<BR>При производстве игрушек используется много ручного труда. "Мы старались модифицировать предприятие, например закупили оборудование для машинного раскроя, -- говорит Валентина Белова. -- Но сам пошив игрушки, набивание "тела", вставление глазок, расчесывание готового "мишки" или "слона", упаковка и другие процессы -- все это делалось вручную. На одну игрушку размером около 1 м уходит в среднем 3 часа. В лучшее время, в 1998-2000 годах, в фирме работало около 30 человек".