00:0002 декабря 200200:00
11просмотров
00:0002 декабря 2002
Развитие сетей небольших магазинов в Петербурге идет наиболее активно. Назвать их дискаунтерами уже сложно, скорее, это упрощенные мини-супермаркеты с низкими ценами.
<BR><BR>Развитие сетей небольших магазинов в Петербурге идет наиболее активно. Назвать их дискаунтерами уже сложно, скорее, это упрощенные мини-супермаркеты с низкими ценами.<BR>Как минимум четыре сети -- "Пятерочка", "Дикси", "Копейка" и "Находка" активно расширяют свое присутствие на рынке.<BR>В общей сложности в них входит около 140 торговых точек, и это число неуклонно растет.<BR>Одновременно происходит и постепенная трансформация формата магазинов. Петербургская сеть "Копейка" начиналась с обычных советских магазинов, торгующих через прилавок. "Пятерочка" имела ассортимент около 1200 наименований товаров (сейчас около 3000).<BR>Компании стараются увеличивать ассортимент, открывать магазины большей площади. Идея дискаунтера уже почти позабыта. Виной всему появление среднего класса. Пока его не существовало, торговцы ориентировались на бедных и предлагали самые низкие цены, конкурируя с оптовыми рынками. В магазинах был представлен небольшой ассортимент, минимизировались издержки на ремонт торгового зала, выкладку товара, персонал.<BR>Как только появился средний класс, торговцы захотели удовлетворять именно его потребности. Как следствие -- необходимость расширять ассортимент, что, в свою очередь, требует больших площадей. В итоге дискаунтер медленно, но верно приближается к супермаркету. "Пятерочка" пыталась выделить увеличенные магазины в отдельную категорию "СуперПятерочка", но впоследствии от этого отказалась. Московская сеть "Копейка" открыла магазины "Копейка Супер", по "супер"-пути пошли и ряд региональных сетей. Но эта ниша тоже не свободна. В Петербурге с советских времен существовало около 50 универсамов, часть из которых сейчас реализуют формат супермаркета. Кроме того, активно этот формат развивают московские сети "Перекресток", "Седьмой Континент", "Патэрсон". Усугубляет ситуацию и резкий рост гипермаркетов.<BR><BR>Кто в лес, кто...<BR>Изменение потребительского спроса заставляет торговцев искать новые формы сетевой торговли. Переход в формат супермаркетов требует значительно больше финансовых ресурсов на развитие сети. Например, в Петербурге катастрофически не хватает торговых помещений необходимой площади, особенно в уже развитых кварталах жилой застройки. Спрос превышает предложение в разы. Это стало одной из причин вхождения на розничный рынок крупных холдинговых компаний. И "ЮКОС" (московская сеть "Копейка") и близкая к "Сибнефти" группа "Планета" активно инвестируют средства в ритейлеров.<BR>В случае ограниченности в финансовых ресурсах компании вынуждены действовать по-другому. Не только "Находка", но и недавно объявившее о своем проекте создания мини-маркетов ОАО "Центральные булочные" делает ставку на круглосуточную торговлю.<BR>Этот ход может сработать, особенно при размещении магазинов в центральной части города, где продовольственных магазинов не хватает.<BR>Другой подход -- организация мини-маркетов при АЗС. Несколько проектов такого плана тоже начинают активно реализовываться в России.<BR>С другой стороны, магазины классического формата дискаунтер сейчас могут быть востребованы в регионах, где прослойка среднего класса еще значительно тоньше, чем в столицах. Не случайно крупнейшей по количеству магазинов является сеть из более 200 магазинов "Магнит", в основном охватывающая южные районы России.<BR><B>Справка</B><BR>Оборот розничной торговли в России в январе-октябре 2002 года вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года и составил 2,9785 трлн руб. Об этом говорится в материалах Госкомстата.<BR>В октябре 2002 года оборот составил 336,5 млрд руб., что больше на 3,3% по сравнению с сентябрем 2002 года и на 9,9% -- по сравнению с октябрем 2001 года. 55% розничного товарооборота в октябре пришлось на непродовольственные и 45% -- на продовольственные товары. Удельный вес торговых организаций в общем обороте в октябре 2002 года увеличился до 75,2% против 74,5% в октябре 2001 года, а доля рынков, соответственно, снизилась с 25,5% до 24,8%.<BR>