Отказ от творчества кормит конкурентов

Творческое решение -- основное конкурентное преимущество бизнеса. Если нововведений нет -- конкуренты моментально отбирают у компании ее прибыль, а иногда и перспективу.

<BR><BR>Творческое решение -- основное конкурентное преимущество бизнеса. Если нововведений нет -- конкуренты моментально отбирают у компании ее прибыль, а иногда и перспективу.<BR>Подобная поучительная история произошла с одной известной московской технологической компанией. Осенью 2001 года у руководителей отделов продаж и маркетинга этой компании возникла потребность в поиске творческих решений для развития бизнеса. Руководители заказали соответствующий тренинг, на котором разработали ряд инновационных предложений. А дальше жизнь пошла своим чередом.<BR>Через год результаты внедренных и невнедренных идей вчерне посчитали. Сделали сравнительный анализ своей деятельности с ближайшим конкурентом и выяснили, что при вдвое меньшей численности персонала конкурент имеет ежегодный доход вдвое больше. При более глубоком анализе выяснилось, что конкурент реализовал те идеи, которые компания придумала, но "забыла".<BR>Подсчеты показали, что при соответствующей организации работ доходы компании возросли бы минимум на 25-30%. Такова цена отказа от инноваций. Такова прибыль от инноваций на конкурентных рынках.<BR><BR><B>Если творчества нет</B><BR>В компаниях, где творчество само по себе не является ежедневной бизнес-задачей, острая необходимость в "просветлении умов" наступает в строго определенный период. Вслед за просветлением должна придти смелость: инновации -- это всегда риск.<BR>"Творчество нужно, когда имеющийся стандарт не решает возникающих проблем: возникла критическая (нестандартная, форс-мажорная, инновационная) ситуация, -- поясняет Наталья Петрова, автор тренинга "Технологии творческих решений для бизнеса", независимый тренер, докторант Российского института культурологии. -- Часто это происходит в момент, когда компания резко либо проигрывает конкурентам, либо, наоборот, растет и нужно обновить подход к ее работе. В такие моменты возникает необходимость новых решений в связи с конкурентной средой или необходимость введения единого стандарта работы в компании.<BR>Без творчества можно обойтись, когда динамика слаба: работа идет в стандартной, "протокольной" ситуации, работает "конвейер" однообразных проектов, в связи с большими объемами однородной нетворческой деятельности есть необходимость упрощения и формализации деловых отношений, компания стремится просто держаться на плаву и поддерживать имеющийся стандарт работы.<BR><BR><B>Муки творчества</B><BR>Творческое решение выглядит затратным: проекты и методы работы не апробированы, велик риск ошибки и неудачи в новом деле или подходе, возникают муки творчества, идет сопротивление окружающих и часто -- наказание за инициативу. Инновации требуют затрат (деньги, время, нервы, людские ресурсы) на эксперименты, из которых только со временем выйдет творческое решение -- и то не из всех.<BR>Однако если творчества и инноваций нет, то в компании, как удушливый туман, повисает скука, приводящая одних сотрудников к потере интереса к работе, а других -- к уходу в более интересные компании конкурентов. Развивается конфликт между системой правил и реальным разнообразием отношений, потребностей и деятельности сотрудников и клиентов. Возникает масса упущенных возможностей (деньги, клиенты, проекты и пр.) -- тех, на которые не решились, чтобы ничего не менять.<BR>На мой взгляд, все решения, кроме работы на конвейере с отключенной головой, могут быть творческими. И ключ к творческому решению -- это осознание неудовлетворяющих ситуаций.