Шведские чиновники делятся информацией при помощи SMS

Удобный и быстрый доступ к официальной информации -- проблема не только для России.

<BR><BR>Удобный и быстрый доступ к официальной информации -- проблема не только для России.<BR>Пути ее решения рассматривались на семинаре "Прозрачность действий власти и доступ к официальной информации", организованном Советом Европы и Центром поддержки региональной прессы. По мнению представителя министерства юстиции Швеции Хелены Ядерблом, в этой стране уже выстроена система, не позволяющая властям расслабиться:<BR>"В Швеции не делается различий при предоставлении информации для СМИ и частных лиц. Органы, принимающие решения, открыты для СМИ. В официальных документах нет специально выделенной части для СМИ. Все, к чему есть доступ, может быть опубликовано в прессе или показано по телевидению.<BR>Право на доступ к официальным документам является важным инструментом для журналистов, и они этим умело пользуются. Особенно полезно в этом смысле не только распространять информацию, поступающую от властей, но и разоблачать коррупцию в государственных органах.<BR>При поступлении запроса на информацию во властные структуры они должны предоставить сведения очень быстро. Журналистам нужно получать информацию оперативно, а не на следующей неделе. Если чиновник намеренно затягивает с предоставлением информации, то он может быть обвинен в злоупотреблении служебным положением. За это его могут привлечь даже к уголовной ответственности. Информацию по запросу можно получить не только непосредственно в том или ином государственном учреждении, но и по электронной почте, факсу и даже SMS-сообщением.<BR>Если чиновники считают, что документ является секретным, то они должны письменно обосновать свой отказ в предоставлении информации. Однако если журналист не согласен с этим, то он вправе обжаловать отказ в суде. Примечательно то, что суды рассматривают подобные дела в первую очередь, в течение 2-3 недель.<BR>Для облегчения доступа к информации и быстрого нахождения того или иного документа в Швеции создан специальный общественный реестр документов. Каждый документ, который был принят законодательными и исполнительными органами власти, обязательно регистрируется в этом реестре, доступ к которому существует в каждом учреждении. Любой документ, содержащийся в реестре, имеет номер и краткое содержание. Например, письмо Путина министру внутренних дел Швеции по проблемам международного терроризма. Публике в просмотре документа может быть отказано, однако журналист имеет право ознакомиться с вводной частью письма. Естественно, секретная часть останется в тайне. Таким образом, реестр является ключом ко всем документам. Он существует как в электронном, так и в бумажном виде, но в Internet он не размещается в связи с опасениями разглашения личных данных. Содержание реестра финансирует государственный бюджет. Чиновники всех уровней тоже активно пользуются реестром.<BR>Шведских чиновников и работников государственных учреждений активно призывают к обсуждению своей работы и ее результатов в СМИ. Причем давать информацию журналистам может любой сотрудник государственной организации. Например, медсестра может рассказать о том, что, несмотря на хорошее финансирование больницы, обслуживание больных находится не на должном уровне. Другое дело, если свою точку зрения, отличную от общепринятой (например, по поводу военной реформы), высказывает высокопоставленный военный чиновник. Тем не менее если ему очень захочется это сделать, то никто не вправе его уволить за это. Ограничения, связанные с распространением своей точки зрения, отличной от государственной, накладываются лишь на высокопоставленных государственных чиновников.<BR>Чего скрывать, большинство шведских чиновников относятся к журналистам с осторожностью, хотя имеют право свободно давать информацию. Кстати, чиновник может сообщить журналисту о том, что его коллега берет взятки или расходует государственные деньги не по назначению. При этом жалобщик будет защищен: его имя не будет упоминаться в газетной публикации или телевизионном сюжете. Другое дело, если информация, которую он предоставил, является недостоверной. В этом случае всю ответственность несет редактор, а не журналист, поэтому в редакциях существуют специальные сотрудники, проверяющие сведения такого рода. Кстати, подчиненный имеет право не докладывать начальнику о том, что общался с журналистом. Автор статьи или сюжета несет уголовную ответственность в случае, если назовет имя своего информатора. Такая система отношений СМИ и власти не дает последней расслабляться и способствует уменьшению коррупции во властных структурах".